НОВИК

- A +
1. Русский корвет водоизмещением 903 т с паровой машиной и парусной оснасткой. В составе эскадры 2 винтовых кораблей и 2 клиперов в сентябре 1861 г., при-нял участие в кругосветном плавании. В сентябре 1863 г., попав в туман у берегов Северной Америки в районе Сан-Франциско, корвет сел на камни и затонул. 2. Бронепа-лубный крейсер Тихоокеанского флота, отличившийся при обороне Порт-Артура в русско-японской войне 1904— 1905 гг. Вступил в строй в 1901 г. „Н." участвовал в бою с японской эскадрой в Желтом море 28 июля 1904 г. Затем он прорвался в Тихий океан обошел с Востока Японские острова и незамеченным вышел к острову Сахалин. В районе поста Корсаков (залив Анива) 7 августа он вступил в бой с японским крейсером „Цусима". Оба корабля получили серьезные повреждения, „Цусима" вышел из боя. При появлении нового японского крейсера „Титосэ" „Новик", не имея возможности продолжать бой и не желая сдаваться врагу, был затоплен своим экипажем. Водоизмещение 3080 т, длина около 110 м, осадка 5 м, мощность двигателей 12512 кВт, скорость до 25 уз, экипаж 328 человек. Воору-жение: 6 120-мм, 6 47-мм, 2 37-мм орудия, 5 торпедных аппаратов. 3. Паротурбинный эскадренный миноносец Балтийского флота, головной корабль серии из 53 единиц, один из лучших кораблей этого класса периода 1-й мировой войны, явившийся образцом для строительства современных эскадренных миноносцев. Это был первый эсминец, котлы которого работали на жидком топливе. Построен в августе 1910 г. на Путиловском заводе в Петербурге (ныне объединение „Кировский завод") на средства от добро-вольных пожертвований. Назван в честь крейсера Тихоокеанской эскадры. При проектировании корпуса корабля впервые была применена продольная система набора, предложенная профессором И. Г. Бубновым, основу которой составляли внутренний вертикальный киль высотой более 1 м, бортовые, днищевые и палубные стрингеры, идущие непрерывно на протяжении всего корпуса. Такая система набора и применение при постройке судостроительной стали повышенного со-противления позволили надежно обеспечить прочность корпуса при волнении. В 1-ю мировую войну „Новик" действовал на Балтийском море (командир корабля капитан 2 ранга М. А. Беренс). В 1914 г. он участвовал в постановке минных заграждений в Рижском заливе, на которых впоследствии подорвалось несколько немецких боевых кораблей и транспортов. В августе 1915 г. вступил в бой с 2 новейшими германскими эсминцами, артиллерийским огнем нанес им серьезные повреждения. В конце мая 1916 г. принял участие в нападении русских кораблей на германские транспорты с железной рудой. В 1917 г. под руководством комитета, созданного на корабле большеви-ками Балтийского флота, „Новик" участвовал в обороне островов Моонзундского архипелага, а зимой 1918 г.— в Ледовом по-ходе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В январе 1923 г. эсминец получил новое название — „Яков Свердлов" в честь советского государственного и партийного деятеля. После модернизации в 1928 г. он в составе дивизиона эсминцев Краснознаменного Балтийского флота посетил с визитом вежливости порты Данциг (Гданьск) и Пиллау (Балтийск). В 1940 г. корабль прошел вторую модернизацию, в результате которой было увеличено его водоизмещение и усилена огневая мощь. Перед Великой Отечественной войной эсминец входил в состав отряда учебных кораблей Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, а с началом войны включен в3-й дивизион эсминцев эскадры Балтийского флота. Участвовал в прорыве советских кораблей из Таллинна в Кронштадт 28 августа 1941 г., охраняя флагманский корабль крейсер„Киров". „Яков Свердлов" погиб, подорвавшись на мине у мыса Юминданина. Водоизмещение1260 т (после модернизации 1620т), длина 102,5м, осадка 3 м, мощность ПТУ 29 440 кВт, скорость до 37,3 уз, экипаж 130 человек. Вооружение: 4 102-мм орудия, 2 пулемета системы „Максим", 4 двухтрубных торпедных аппарата, 50 морских якорных мин.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Значение термина в других словарях
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +