гребной винт, лопасти которого могут поворачиваться относительно осей, перпендикулярных к оси гребного вала. Внутри ступицы ВРШ располагается механизм, обычно с гидравлическим приводом, поворачивающий лопасти на заданный угол и удерживающий их в этом положении. Управление положением лопастей дистанционное с мостика судна. Поворот лопастей ВРШ регулирует нагрузку двигателя и упорного винта при заданной частоте вращения гребного вала и позволяет изменять направление упора (реверс) при неизменном направлении вращения гребного вала. ВРШ традиционно применяются на судах, скорость которых при данной мощности двигателя меняется в широких пределах (буксирах, траулерах, тральщиках), а также на судах, которые должны обладать хорошей маневренностью (например, паромы). В последние годы ВРШ устанавливают и на судах других типов, включая наиболее крупные, т. к. благодаря лучшему использованию мощности двигателя они позволяют увеличить эксплуатационную скорость судна, а также добиться экономии топлива.