реклама
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"

Зерно в июле: продаем старое, покупаем новое. Обзор фрахтового рынка в июле

0 278 3 мин
Что происходило на фрахтовом рынке в Азово-Черноморском бассейне и на Каспии в июле - читайте в традиционном обзоре

Азовско-Черноморский регион

Июль в Азовском регионе начался с активизации товарно-сырьевого рынка, на котором преимущественно распродавались остатки старого урожая и ячмень нового. Доступный спотовый тоннаж быстро сократился, в результате чего в конце первой недели месяца фрахтователи  уступили инициативу судовладельцам. Впрочем, подъем ставок не стал сюрпризом для первых, которые закладывали подобный сценарий в запродажные контракты. Однако ставки так и не достигли психологического рубежа в $20 за тонну груза из-за неопределенности со стороны регулирующих органов и опасений о продлении запрета на экспорт зерновых. Негатива рынку добавило сообщение, что с 6 июля в низовьях реки Дон понижается до 3,1 метра допустимая осадка судов. В разгар зернового сезона это означало удорожание перевозок по реке и многие трейдеры стали склоняться к доставке груза в морские порты наземным транспортом.
 

Вторая неделя месяца началась с роста котировок зерновых на западных биржах. Отечественные производители, следуя мировому тренду, также повысили цены. Этому способствовали и пониженные прогнозы урожайности на юге России: в Ставропольском крае сбор зерна на середину июля оценивался на 18% меньше прошлогоднего уровня, в Краснодарском крае — на 24%, в Ростовской области — на 2%.

Ожидания покупателей, что рынок будет продавливать вниз зерно нового урожая, не оправдались, и цены на зерновые, как это бывало прежде, с поступлением нового урожая не упали. На Азовском рынке фрахта продолжился рост ставок на фоне выполнения крупных контрактов, заключенных ранее. Все большее количество русскофлажного флота переключалось на рейдовую перевалку, так как ставки в данном сегменте рынка выглядели весьма привлекательно, что создавало угрозу нехватки теплоходов для прямых рейсов с речных элеваторов.

Примерно в середине июля произошло незначительное снижение котировок зерновых на товарно-сырьевых биржах, благодаря чему продажи сдвинулись с мертвой точки. Покупатели, вынужденные закрывать потребности производства в зерне, стали соглашаться на сделки. Ставки фрахта вернулись к уровню $14-15 за тонну пшеницы на рейсе из Ростова на Самсун. Однако основная часть продаж шла с отгрузкой максимум на неделю-две вперед. Длительной зерновой программы у большинства участников рынка  так и не сформировалось.

К концу месяца на рынке появилось зерно из Центрального региона РФ и Украины, что несколько продавило его вниз. Одновременное с этим снижение курса рубля на коротком временном промежутке позволило трейдерам заключить контракты, пока цены на зерновые не отыграли обратно. Таким образом, рынок фрахта к концу июля был скорее на стороне судовладельцев, в подтверждение чего ставки несколько прибавили – за тонну пшеницы из Ростова на Самсун давали порядка $16.

Заметно вырос спрос и на тоннаж для каботажных перевозок, в основном со средней Волги как в северном, так и в южном направлениях. Ставки отреагировали на это сильным ростом. Так, из Ульяновска на Санкт-Петербург давали порядка ?1500-1600 за тонну, а на Кавказ из Самары готовы были платить порядка $30.

Каспийский регион и транзит

Рынок Каспийского региона в июле в целом пребывал в относительном затишье. В начале месяца продавались остатки запасов зерновых перед поступлением нового урожая. Основная часть уже убранного зерна из Краснодарского края уходила на отгрузки из глубоководных портов и с рейда. Из-за высоких цен на зерновые небольшое количество сделок на Каспии не давало ставкам расти. Участники ждали конца месяца, когда на рынке должен был появиться ячмень из Центральных регионов России. На фоне этих ожиданий судовладельцы предпочитали не поднимать суда высоко, чтобы сократить транзитное время работы и не пропустить растущего рынка.

Головную боль судовладельцам глубокосидящего флота добавляли колебания уровня воды в низовьях Дона, т.к. из-за ограничений по осадке им приходилось серьезно недогружать свои теплоходы, следующие на выход из Каспийского моря, или закладывать балластный переход в ставку перевозки основного груза в сторону Каспия.
 

Прогноз

В целом участники рынка со второй половины августа ожидают активного роста объемов продаж на товарно-сырьевом рынке, и соответственно роста перевозок и ставок. Однако, слишком надеяться на то, что рынок воспрянет, не стоит. Сдерживать его будет в первую очередь конкуренция со стороны Украины, где рынок зерновых и их экспорта достаточно сильно монополизирован. Во-вторых, несколько изменилась и структура внутреннего рынка России. Отечественные производители все чаще более тщательно и тонко подходят к продаже зерна, не торопятся и придерживают его при колебаниях котировок или курса валют. А в последние год-два они получили альтернативу экспорту в виде продаж внутри страны. В-третьих, на рынке с некоторых пор оформилась довольно значимая сила в виде группы ВТБ, которая решительно лоббирует интересы и формирует под себя условия закупок и перевозки зерна.

По итогам июля экспорт зерновых из России составил около 3 млн тонн, в том числе 2,2 млн тонн пшеницы. Это минимальные показатели с 2017 года, что связано в первую очередь с поздним стартом уборочной кампании и низкой урожайностью. Ожидается, что ситуация станет выравниваться после того как начнет увеличиваться темп уборки в центре и Поволжье. Минсельхоз РФ рассчитывает, что валовой сбор зерна в этом году составит 122,5 млн тонн.

 

"Глогос проект", ООО
Санкт-Петербург
+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь