реклама
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"

Военное положение на Украине и закрытие зернового сезона. Обзор фрахтового рынка за декабрь

0 766 3 мин
Декабрь выдался бурным в плане разнообразных событий. Как это все влияет на динамику фрахта в южных направлениях, читайте в очередном ежемесячном отчете экспертов компании "Глогос проект"

Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Каспийское море
Тоннаж: Костеры 

Фрахтовый рынок южных регионов в декабре был богат на события, несмотря на достаточно стабильный уровень ставок. И на Каспии, и на Азове участники рынка принципиально изменили свои планы и подход к работе, в ряде случаев – вынужденно. Так, в ходе последнего месяца 2018 года случился перелом в тренде постоянного роста ставок фрахта на Каспии, они начали снижение впервые с конца лета. Еще одним значимым событием стало фактическое завершение высокого зернового сезона. Большинство экспортеров выполнили свои программы. Если раньше приоритетным был вывоз требуемых объемов, то сейчас трейдеры нацелены на максимизацию прибыли с каждой сделки. В том числе это и поиск лучшего фрахта.

Погодные условия и завершение навигации

Планы отечественных экспортеров и расстановку судов в Азовском регионе на протяжении декабря неоднократно нарушали неблагоприятные погодные условия.


Долгосрочное закрытие Керченского пролива привело к скоплению значительного количества судов на входе и выходе. Большая часть этого тоннажа опоздала в лейкан, некоторые рейсы были канцеллированы. Это создало напряженную обстановку, однако снижения ставок не последовало: более значимым для фрахтователей было исполнение графика отгрузок, чем возможность сэкономить несколько долларов на смене судна.

В Волгодонском бассейне навигация была завершена раньше предполагаемых сроков. Администрация ГБУ ожидала более раннее, по сравнению с прошлым годом, появление ледовых образований на Реке. Это послужило причиной незапланированной зимовки на Каспии для части тоннажа. Некоторые суда, успевшие начать транзитный рейс из Каспия на Черное море, были даже вынуждены отменить перевозку и вернуться обратно в порт погрузки.

Неопределенность с датой введения ледовых ограничений оставляет возможность владельцам судов без ледового класса выполнять рейсы из портов Азовского моря, но это и добавляет риск простоя на весь период ледовой кампании. Напомним, что в опубликованном в конце месяца приказе о ледовых ограничениях были обозначены четкие требования по возрасту судна (30 лет) и наличию ледового класса подтвержденного РМРС, но сроков введения ограничений указано не было. В итоге часть судовладельцев отказалась от походов в Азовское море за грузом и количество спотового тоннажа резко сократилось.

Ситуация с украинскими портами Азовского моря

Определенное влияние весь месяц на ситуацию в регионе продолжает оказывать конфликт с Украиной. После инцидента с украинскими военными кораблями в Керченском проливе и последовавшим за этим введением военного положения на Украине многие судовладельцы поднимали ставки на рейсы из Мариуполя и Бердянска, закладывая дополнительные риски во фрахт. Также судовладельцы требуют оплатить потраченное на простое в Керчи время (занимает 5-7 дней). Пока из-за сложности с транспортировкой зерно в Мариуполе и Бердянске резко упало в цене и это привлекло к нему внимание многих трейдеров, но количество фактических отгрузок из двух портов Украины заметно снизилось.
 

Задержание кораблей ВМС Украины в Азовском море / Информационное агентство "ТАСС"


Динамика ставок за декабрь и сравнение с показателями 2017

Ставки на азовском рынке за месяц показали снижение всего на 1$. Напомним, что падение за аналогичный период прошлого года составило 4 доллара, то есть отрицательная динамика была выражена ярче, несмотря на то, что рабочий уровень ставок в 2017 году был на 10 $ выше.

Фрахт Каспийского бассейна сейчас находится на уровне декабря прошлого года, но в отличие от динамики 2017 года наметился тренд снижения ставок к концу этого месяца.

Прогноз на январь 2019

В Азовском регионе в прошлом году, сразу после праздников, рынок упал на 15 долларов из-за отсутствия грузов к отправке. В начале 2019 года нет оснований ожидать такого драматичного падения. Ставки существенно опустятся, но вряд ли откат в моменте составит более 5-7 долларов за тонну. Многие фрахтователи придерживают товар в ожидании низких ставок и такая тенденция, скорее всего, сохранится до лета: снижение будет постоянным, но размеренным.


Каспийский регион. Наметившийся тренд к снижению ставок скоро станет лавинообразным. Скорее всего, основное падение будет в январе – в 2018 году первый месяц дал снижение ставок сразу на 6 долларов - и далее на этом уровне будет держаться до июня 2019. Традиционно, в зимний период каспийский фрахт не превышает отметку в 20$ за тонну по направлению Астрахань – Иран. Учитывая, что в этом году на зимовку осталось значительно большее количество тоннажа, а также, что рынок перегрет – текущие ставки держатся на уровне высоких сороковых – ожидается резкая коррекция рынка уже к середине января.
 

"Глогос проект", ООО
Санкт-Петербург
+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости