реклама
Южный фрахт
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"

В ожидании антииранских санкций и ледовых ограничений. Обзор фрахтового рынка за октябрь

0 866 3 мин
На протяжении всего октября фрахтовый рынок в Азовском регионе уверенно снижался. Так, каждую неделю ставки уменьшались по всем направлениям, потеряв за месяц, в среднем, 5 USD. В настоящее время фрахт по маршруту Ростов – Мармара составляет 29 USD за тонну пшеницы. На Каспии, напротив, рынок взял курс на увеличение. За 4 недели фрахт на базисе Самара – Иран вырос на 7 USD.

Основные факторы, влияющие на динамику фрахтового рынка в октябре:
- сложное финансовое положение турецких мукомолов из-за лишения кредитной поддержки банков;
- продолжительные фитосанитарные проверки экспортируемой из России пшеницы;
- колебания уровня воды в Волго-Каспийском морском судоходном канале;
- дефицит русско-флажного тоннажа в Каспийском регионе.

Одна из причин снижения фрахта в Азовском регионе в октябре – в портах Азовского моря по-прежнему проводятся фитосанитарные проверки экспортируемой пшеницы. Вместе с тем, грузовладельцы отмечают, если еще в сентябре на проведение исследований требовалось около 7 дней, что приводило к существенным задержкам в отправках, то в октябре ситуация изменилась. Освидетельствования занимают меньше времени, загрузка и отправка судов проходит быстрее. Несмотря на это, многие фрахтователи предпочитают дождаться, когда дополнительные исследования зерна будут упразднены, поскольку изначально данные проверки зерна были введены как временная мера в ответ на претензии к качеству российского зерна со стороны стран-импортеров. Уменьшение количества отправок привели к тому, что в начале октября рост фрахта на Азове остановился, несмотря на положительную динамику в сентябре.
 

По этой же причине в октябре стали популярны рейсы из портов Азовского бассейна в те страны, где не требуются сертификаты о прохождении фитосанитарных проверок, а также дальние рейсы на Адриатику, которые занимают больше времени. Судовладельцы надеются, что к моменту их возвращения в порты Азовского бассейна, обязательная фитосанитарная сертификация зерновых будет упрощена или отменена вовсе.

Также участники рынка связывают падение фрахта с неопределенностью, которая установилась на Азове в октябре. В начале месяца трейдеры заговорили о замедлении темпов экспорта зерновых в Турцию. Многие турецкие мукомолы лишись кредитной поддержки банков из-за сложной экономической ситуации в стране. Американские санкции, отток инвесторов и инфляция привели к тому, что турецкие покупатели осторожно заключали новые контракты, так как экономическое будущее страны слишком непредсказуемо. Сокращение количества отправок в Турецкую Республику способствовали снижению ставок в Азовском бассейне.
 

На Каспии, напротив, фрахтовый рынок на протяжении всего октября демонстрировал уверенный рост. Главная причина такой динамики в возникшем дефиците русско-флажного тоннажа на Каспии. Как и предсказывали специалисты "Глогос проект" в сентябре, с появлением партий кукурузы нового урожая, спрос на такой флот вырос, поскольку основной объем груза хранится на речных элеваторах и фрахтователи заинтересованы в том, чтобы вывезти оттуда зерно до того, как закроется сезон речной навигации. Часть судовладельцев уже подписали договоры на растущем рынке на зимний период, другая часть предполагает, что рынок будет и дальше расти, и контракты в ноябре могут быть заключены по более выигрышным ставкам.

Также в условиях дефицита тоннажа трейдеры искали иные схемы доставки груза до покупателя. Так, в октябре увеличился спрос на отправку зерна из Самары, Тольятти и Казани до порта Астрахань каботажными теплоходами, откуда кукуруза уже отправлялась не русско-флажными теплоходами. Ситуация с нехваткой флота с русским флагом, которая сохраняется и к началу ноября, подталкивает фрахт вверх.

Еще один фактор, который влияет на ставки в Каспийском регионе, – это колебания уровня воды в Волго-Каспийском судоходном канале из-за сгонных ветров. По причине временного обмельчания канала теплоходы не могли совершать рейсы под полную загрузку, и на третьей неделе октября существенная часть судовладельцев переориентировалась на работу с полной загрузкой из глубоководных портов (Актау, Баку, Туркменбаши). Многие астраханские грузоотправители выражали готовность платить выше рынка за рейсы с реки, чтобы выполнить ранее согласованные контракты. Данное положение усугубило проблему нехватки флота в регионе и подтолкнуло фрахт вверх.
 

Прогноз

- Несмотря на тенденцию к снижению ставок на Азове, участники рынка допускают небольшой рост фрахт в ноябре. На последней неделе октября на рынке появилось около 1,5 млн тонн пшеницы из интервенционного фонда РФ. Таким образом государство намерено снизить цены на зерно и увеличить темпы экспорта. Необходимость вывезти заявленные объемы приведет к увеличению спроса на тоннаж, и увеличение ставок.

- Наиболее активными на рынке в ноябре будут владельцы судов без ледового класса. Как только в Азовском бассейне в силу вступят ледовые ограничения, акватория для такого тоннажа станет закрытой, а значит, теплоходы не смогут работать по прежним маршрутам. Поэтому в ноябре владельцы такого тоннажа будут стремиться сделать больше рейсов на коротком плече и избегать дальних рейсов, чтобы увеличить оборачиваемость флота по текущим ставкам.

- Еще одна причина роста фрахта на Каспии – приближающиеся санкции против Ирана со стороны США. Запретительные меры вступят в силу 5 ноября и будут направлены на судоходную отрасль государства. Предчувствуя трудности (отток большого количество доступного флота из региона, сокращение числа участников рынка), вызванные санкциями, многие фрахтователи пытаются законтрактовать доступный флот на последовательные рейсы из Актау и Астрахани на длительное время до того, как начнут действовать ограничения, и готовы подниматься по ставке, чтобы обеспечить себя флотом.

 

"Глогос проект", ООО Санкт-Петербург
+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На терминале Нижний Бестях завершено строительство железнодорожных подъездных путей
12:53 / порты