реклама

Строительство рыболовных судов на Камчатке – комплексный подход на примере МРС проекта 04130

1 1160 5 мин
В 2020 году "Рыболовецкий колхоз им. Ленина", в лице председателя Сергея Тарусова и компания "Торсиотест", как строитель судна, приступили к реализации проекта в рамках госпрограммы обновления промыслового флота - квоты под киль. В качестве разработчика проектной документации было выбрано наше конструкторского бюро ООО "Форсс Технологии".
Сейнер, проект 04130 / Фото: "Форсс Технологии", ООО
Особенностью выбора разработчика проекта являлось то, что необходимо было не только спроектировать новое судно, но и оказывать конструкторское сопровождение в организации строительства этого судна на территории Петропавловска-Камчатска.

Строительство судна на Камчатке, конечно имеет множество организационных проблем и, возможно, выходит дороже, чем покупка готового аналогичного судна в Европейской части РФ.

Но наши заказчики, как закоренелые Камчадалы, являются приверженцами своего региона и рассматривают строительство судна на Камчатке – не просто как получение еще одного орудия вылова, а как вклад в развитие своего региона.


Задача проектирования заключалась в необходимости создания серийного современного, технологичного судна, но с учетом опыта эксплуатации у заказчика других, самых популярных на Дальнем востоке судов в данном размерном классе – это малый рыболовный сейнер снюрревод типа "Нельма", проекта МРС-150. В советские годы такие суда десятками строились на верфях Дальнего востока.

В настоящее время у "Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина" более десяти судов такого типа. Всего же, по примерным оценкам рыбодобывающих компаний, необходимость в судах такого операционного профиля около 200 единиц для Дальнего Востока РФ.

Перед началом проектирования нового судна, представители конструкторского бюро ООО "Форсс Технологии" не раз выезжали на Камчатку – знакомились с особенностями судна МРС-150, беседовали с капитанами, старпомами и старшими механиками, формулировали требования к конкретным проектным узлам нового судна. В дальнейшем проводились большое количество удаленных ВКС по защите проектных решений перед капитанами МРС и службами обеспечения флота "Рыболовецкий колхоз им. Ленина".

На территории Камчатки суда такого типа осуществляют промысел в бассейнах Охотского и Берингова морей. Поэтому тяговые усилия лебедки, длины ваеров рыболовецкого оборудования и др. параметры были выбраны в соответствии с глубинами и особенностями районов эксплуатации.

Особенностью побережья Охотского моря со стороны Камчатки является его непрерывность и отсутствие естественных мест для укрытия в случае непогоды. Единственными местами убежищ являются русла впадающих в Охотское море реки.

В результате наиболее важными для заказчика требованиями к судну являются:
  • осадка,
  • скорость,
  • объем трюма,
  • тяговое усилие на снюрреводной лебедке.

Требование заказчика по сохранению небольшой осадки менее двух метров позволяет судам, в случае плохой погоды, быстро пройти в реку не далеко район промысла. Также в условиях промысла очень часто производится внеплановый ремонт, иногда вплоть до замены винта, путем захода судна на мелководье, что требует особой формы корпуса.

В связи с тем, что укрыться судну негде, то и лов рыбы осуществляется в границах, обеспечивающих оперативное возвращение судна к устью реки при ухудшении погоды, что выдвигает такое требование к судну как объем выловленного сырца наливом в трюме объемом 40 тонн. Такой такой объем перевозимой рыбы позволяет сохранить ее потребительские качества - нижние слои рыбы остаются не поддавленными.
Малый рыболовный сейнер для Рыболовецкого колхоза имени В.И.Ленина
В судне проекта 04130 заложен объем трюма в размере 100 тонн, что позволяет на перспективу перевозить не только 40 тонн рыбы в одном объеме, но и использовать куботейнеры (как минимум, два независимых объема по 40 тонн) и при необходимости установить морозильное оборудование и повысить сроки сохранности свежевыловленной рыбы.

В связи с тем, что Малый Рыболовный Сейнер проекта 04130 имеет длину 26 метров, то он не попадает в разряд маломерных судов, как ранее строившиеся МРС-150. В результате, на судне потребовалось установить дополнительные средства связи и спасения. Увеличение длины корпуса позволило значительно улучшить обитаемость для экипажа – сейчас на судне для семи человек экипажа имеется четыре каюты, небольшая кают-компания и камбуз. При этом, ранее прием пищи на МРС-150 осуществлялся, как правило, на свежем воздухе на главной палубе. Размер рубки значительно увеличен по сравнению со старый МРС и спроектирована рубка с хорошей обзорностью.

Эксплуатация судна будет осуществляться в весенне-осенний навигационный период (с мая по октябрь), в соответствии со знаком категории ледовых усилений Ice1. Район плавания ограниченный R2.

Для реализации строительства судна на Камчатке, под руководством "Рыболовецкого колхоза им. В.И.Ленина", представителями компании "Торсиотест" совместно с "Форсс Технологии", был совершен анализ существующих предприятий и мощностей на территории Петропавловска-Камчатского.

Для строительства был выбран практически заброшенный цех на территории СудоРемонтной Верфи Петропавловска-Камчатский. Компания "Торсиотест", которая отвечает за строительство новых МРС, осуществила ремонт помещения, восстановили отопление, работу грузового оборудования, произвели технологическую подготовку для сборки судов и в настоящее время строит серию из шести МРС проекта 04130.

Закладка судна происходила 12 июня в День России в присутствуя Губернатора Камчатского края – Солодова Владимира Викторовича.
Малый рыболовный сейнер для Рыболовецкого колхоза имени В.И.Ленина
На сегодняшний день стадия строительства серии проекта 04130 выглядит следующим образом:

1. ПДСП полностью согласована Регистром. Получено письмо-заключение на проект. Полностью разработана вся рабочая, приемо-сдаточная и ЭД. Получено заключение от Санэпидемнадзора.
2. Полностью проведена технологическая подготовка сборки корпусов - разработаны чертежи и изготовлены лекальные рамы для сборки секций. Подобраны сварщики и налажена работа бригад судосборщиков.
3. Для перемещения судна из цеха на достроечную набережную разработаны чертежи и изготовлен судовозный поезд.
4. Проведены закупочные компании по всему основному оборудованию и материалам.
5. Сформирован корпус, фундаменты и вкладные цистерны для первого судна и второго судна.
6. На первом судне в данный момент осуществляется монтаж оборудования, пропульсивного комплекса, трубопроводных систем, донно-бортовой арматуры, ЭСН. Спуск первого судна планируется в этом году.
7. Для остальных четырех судов закуплен металл. Металл порезан на детали и начинается сборка третьего и четвертого корпусов.
 
Корпус малого рыболовного сейнера проекта 04130 / Фото: "Форсс Технологии", ООО


"Рыболовецкий колхоз им. Ленина" активно развивает и береговую инфраструктуру, так в месте эксплуатации этих судов в сентябре этого года, во время Восточного экономического форума, Президентом РФ Путиным Владимиром Владимировичем запущен новый, только что построенный, рыбоконсервный завод "Командор".

В целом выбранная "Рыболовецкий колхоз им. Ленина" стратегия строительства небольших судов у себя, на месте, там где и выдаются квоты, дает стимулы к развитию региона – налоги остаются в Камчатском крае; появляются новые рабочие места; обновляются заброшенные производства.

Монтаж и пусконаладку оборудования осуществляют привлекаемые компании, которые приезжают на камчатку. При этом, для строительства в удаленном регионе привлекаются не просто перекупщики оборудования из Европейской части и Дальневосточного регионов РФ, а поставщики оборудования имеющие группы тех поддержки по монтажу и запуску оборудования, что безусловно вносит развитие в повышение уровня и переориентацию на более глубокое освоение техники, с последующим выходом на его производство.

Конечно, такие проекты дают развитие и таким небольшим Конструкторским бюро, как наше. За последние два года нам удалось привлечь в свою компанию более 20 выпускников технических вузов – эти молодые люди не пошли в официанты или курьеры, а теперь с гордостью говорят, что они Проектируют и строят, в том числе и Рыболовные суда.

"Форсс Технологии", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 363-14-68
"Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина", ПК Петропавловск-Камчатский
+7(415)22-23-80-13
"Торсиотест", ООО Петропавловск-Камчатский
+7 (415) 242-51-34, +7 (914) 022-37-37



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Nestor Nestor, 02.12.2022, 02:19Остап Бендер отдыхает...
Чего только не сделают современные проходимцы для получения инвестквот и получения денег в Корее на карман...
Посмотрите в списке заводов имеющих право строить рыболовецкие суда эту контору Рога и копыта
Свежие новости