Предварим материал мыслями генерального директора Expo Solutions Group Ивана Фетисова, озвученными в рамках интервью с "Корабел.ру".

"Рыбопромышленникам важно не только обновить флот, но и адаптировать его под современные экономические и логистические реалии. Это и вопросы себестоимости, и необходимость гибко работать с инфраструктурой, и обеспечение устойчивого спроса на продукцию. Для судостроительных предприятий задача тоже непростая: необходимо наращивать темпы, расширять производственные возможности, развивать компетенции. Одновременно с этим растут требования к уровню технических решений, степени локализации, энергоэффективности. Всё это требует ресурса, времени и координации с другими участниками отрасли".
Ключевое о промысле и судостроении
В рамках сессии "Эффективность взаимодействия государства и бизнеса в продвижении отечественной рыбной продукции" президент АСРФ Станислав Аксенов заявил, что если раньше рыбопромысловые суда производили полуфабрикаты в виде тушек без головы, то теперь они выдают такие высокотехнологичные продукты, как фарш, сурими, рыбная мука. Это на его взгляд позволяет рыбопромышленникам обходиться без посредников в цепи производства и доставки рыбной продукции потребителю и напрямую поставлять свои товары в торговые сети.

Также президент АСРФ на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету в судостроении, подчеркнул, что обновление промыслового флота в рамках программы инвестквот необходимо продолжать и продлить сроки строительства судов, сдвинув их "как минимум на пять лет вправо".
"Те сроки, которые были заложены на программу, оказались очень оптимистичными. Изначально мы думали, что построим все суда за пять лет (106 судов к 2024 году), построено пока порядка 50. То есть работы предстоит еще много", – пояснил он.
Тем временем, как отметил на пленарном заседании VIII Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, в настоящее время в Санкт-Петербурге строят 24 рыбопромысловых судна: шесть передано заказчику, девять заложено, два находятся на этапе проектирования.

Ожидается, что в 2026 г. Архангельская область получит три судна в рамках программы "Квоты под киль". Благодаря первому этапу программы пять судов регион уже получил. Губернатор области Александр Цыбульский отметил, что в результате действия, введенных странами Запада, антироссийских санкций, большинство судов вернулись на обслуживание в порты Российской Федерации.

"Раньше все суда обслуживались в европейских портах, все суда строились на верфях европейских государств... В итоге большая часть добавленной стоимости в этой цепочке оставалась за рубежом... Сегодня все это изменилось, в том числе благодаря механизму инвестиционных квот", – добавил он.

"В рамках программы инвестиционных квот будет построено шесть логистических комплексов, а также четыре рефрижераторных судна. Помимо этого, ведётся реконструкция и модернизация портовой инфраструктуры, в том числе в Сахалинской и Мурманской областях. Также отмечу, что по программе построено 48 промысловых судов, в перспективе должно быть построено еще не менее 70", – отметил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев.
Напомним, в России реализуется программа инвестиционных квот, благодаря реализации двух её этапов в стране будет построено 150 новых судов (рыбопромысловых и краболовов) и 36 перерабатывающих заводов. В рамках первого этапа строятся 105 судов: 22 из них уже переданы рыбакам и ведут промысел. Работают 25 новых береговых рыбоперерабатывающих заводов. В рамках второго этапа реформы будет построено ещё 46 судов и 11 рыбоперерабатывающих производств.
Судовое оборудование для рыбаков
Компания "Судорыбтехмаш" представила на выставке комплексный подход к созданию высокоэффективных производств и судового оборудования. Этот путь включает в себя все этапы от предпроектной проработки и детального 3D-моделирования будущих линий до изготовления функциональных образцов, их испытаний и последующего ввода в промышленную эксплуатацию.

В рамках выставки Seafood Expo Russia 2025 специалисты ООО "Всеволожский Крановый Завод" представили судовой кран, прошедший процедуру внесения в Реестр российской промышленной продукции РФ согласно постановлению № 719.

"Получить подтверждающие документы согласно постановлению № 719 было непросто, но мы стремились к тому, чтобы у корабелов появились судовые краны реального российского происхождения, и мы это сделали. Теперь можно смело выбирать в реестре Минпромторга нашу продукцию и получать за это баллы, тем более в этом году уже необходимо набрать минимум 3600 баллов, чтобы при строительстве судна получить субсидию от государства", – отметила маркетолог ООО "Всеволожский Крановый Завод" Александра Колосова.

Специалисты компании "Морские комплексные системы" (МКС) представили ИИ-систему для сортировки рыбы. Разработали ее студенты САФУ Артем Шендрик и Арсений Репин. Система уже получила грантовую поддержку и готовится к внедрению в производство.
Договоры
Один из ключевых договоров на полях Seafood Expo Russia 2025 был подписан между Вьетнамом и Россией. Стороны заключили меморандум, согласно которому будут совместно работать над развитием потенциала взаимной торговли рыбной продукцией и наращиванием технического и научного потенциала сектора рыболовства и аквакультуры двух стран.

"Мы готовы наращивать отгрузки сырья для местных перерабатывающих компаний, продуктов глубокой степени переработки и премиальных продуктов для внутреннего потребления, в особенности в секторе HoReCa. Речь о минтае, треске, кете, нерки, крабе и др. Одновременно с этим российский рынок открыт к вьетнамским морепродуктам, которые в силу климатических условий мы не можем добывать или выращивать сами, к примеру, креветки и тунец", – отметил президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Прошла встреча заместителя руководителя Россельхознадзора Константина Савенкова и руководителя Национальной службы по рыболовству и аквакультуре Чили Марии Соледад Тапиа Альмонасид.
Завод "Русский минтай" (входит в РРПК) и компания "Биотех" на полях VIII Международной выставки Seafood Expo подписали соглашение о намерениях по созданию импортозамещающего биотехнологического производства гидролизованного рыбного коллагена (пептидов).
Заместитель руководителя Россельхознадзора Константин Савенков провел переговоры с заместителем министра по первичному рыбохозяйственному производству и аквакультуре Венесуэлы Педро Эмилио Герра Кастельяно на полях VIII Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий.

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) и Федеральный центр развития экспорта продукции агропромышленного комплекса РФ (Федеральный центр "Агроэкспорт") подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
Основные направления развития экспорта рыбной продукции в условиях текущих ограничений на внешних рынках обсудили на круглом столе, организованном Ассоциацией судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).

По оперативным данным на 19 октября, которые привел заместитель министра сельского хозяйства Максим Маркович, стоимость экспорта рыбы и морепродуктов выросла на 13% г/г, в т.ч. мороженой рыбы на 22%, рыбного филе на 17%, консервов на 10% и ракообразных на 9%. Он обратил внимание на достижение в текущем году рекордных поставок в Китай гребешка и мороженой рыбы, включая треску, возобновление поставок краба в Тунис, начало отгрузки краба в Тайланд.
Генеральный директор ПКБ "Петробалт" Илья Щербаков выступил на круглом столе "Промысловый флот – от настоящего к будущему" с докладом "О рабочей группе по вопросу строительства малых рыбопромысловых судов".

В границах морского порта Архангельск появится крупный логистический комплекс для работы с рыбопромышленной продукцией. Соответствующее соглашение о реализации инвестпроекта подписали губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и директор ООО "Багаж" Вячеслав Каменный.























