«Время строить флот» — это девиз Нижегородского теплохода, которому он не изменяет уже на протяжении 105 лет. Несмотря на свой молодой, по сравнению с другими предприятиями судостроительной отрасли, возраст, завод прошел большой яркий путь от строительства теплоходов до производства полнокомплектных судов вспомогательного флота.
Предприятие было основано в 1911 году известным политическим деятелем и промышленником Дмитрием Васильевичем Сироткиным на правом берегу Волги в городе Боре Нижегородской области. Ориентированный на гражданское судостроение, в военное время "Нижегородский теплоход" направил мощности на производство снарядов, понтонов, тральщиков и минных заградителей. В 1955 году завод начал строительство плавкранов, которые и сегодня функционируют практически в каждом российском порту.
За последние пять лет со стапелей завода сошли тридцать судов различ- ного назначения: лоцмейстерское судно "Дмитрий Сироткин" проекта BLV01, два обстановочных лоцмейстерских судна проекта BLV02, шесть рейдовых водолазных катеров проекта А160, два ледокольных буксира проекта TG04M, па- трульный катер проекта ZT160 и восемнадцать рейдовых катеров комплексно- го аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040. Заказчиками ОАО "ЗНТ" выступают Министерство обороны РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ, ФГУП "Росморпорт", ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота", ФКУ "Речводпуть", Федеральная служба безопасности РФ.
Подводя итоги юбилейного 105-го года, говорить о рекордных объемах производства не приходится. В этом, пожалуй, сейчас солидарны предприятия не только судостроительной отрасли. И тем не менее, завод продолжает спускать на воду катера, создавать рабочие места, закупать сырье и оборудование, словом, жить и честно делать свое дело. Чем запомнился этот год "теплоходцам"? Что ожидает завод в новом году? Руководство ОАО "ЗНТ" подводит итоги уходящего года.
Водолазные катера постройки завода "Нижегородский теплоход"
Сергей Коновалов, управляющий директор ОАО "ЗНТ":
— 21 марта 2016 года ОАО "ЗНТ" подписало трехлетний контракт с Министерством обороны РФ на строительство шести больших гидрографических катеров проекта 23040Г. В августе, к 105-летию завода состоялась закладка киля первого катера серии. Технически новая серия является усовершенствованным продолжением ранее сданного проекта 23040, 16 катеров которого успешно зарекомендовали себя в составе Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. В отличие от предшественников — водолазных катеров, проект 23040Г — гидрографический катер со своими функциональными особенностями, например, эхолотом, позволяющим исследовать дно на глубине 2000 метров, комплексом оборудования для батиметрической съемки высокого разрешения, телескопическим краном на палубе и другими. В будущем на основе проекта 23040 возможно производство катеров практически любого назначения. В случае заинтересованности заказчиков ОАО "ЗНТ" готово выполнить работы по созданию катеров принципиально нового назначения, отвечающих самым современным требованиям.
Сергей Гречишников, директор по производству:
— В 2016 году ОАО "ЗНТ" построило и спустило на воду две единицы рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 — это катера № 1117 (РВК?1229) и № 1118 (РВК?1230). Весной 2017 года они будут переданы Северному флоту и доставлены в порт приписки — г. Североморск Мурманской области.
В настоящее время ОАО "ЗНТ" ведет строительство двух единиц рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 №№ 1119, 1120 для Тихоокеанского флота и двух единиц больших гидрографических катеров проекта 23040Г №№ 1201, 1202 для Балтийского флота. Все четыре катера пройдут испытания и будут переданы флоту до 25 ноября 2017 года.
Василий Егоров, главный инженер:
Говоря об итогах уходящего года, мне с гордостью хотелось бы отметить, что ОАО "ЗНТ", несмотря ни на какие трудности, продолжает строить российский флот, по качеству не уступающий зарубежным аналогам. В 2016 году мы обновили парк сварочного и произвели ремонт кранового оборудования, реконструировали подъемно-спусковое устройство, а именно — удлинили спусковые дорожки. Одновременно мы не забываем и о работниках предприятия. В этом году на территории завода были выполнены работы по ремонту асфальтового покрытия, смонтированы пешеходные тротуары, приобретено оборудование для уборки проезжей части.
В новом году мы планируем продолжить благоустройство территории и улучшение условий труда работников предприятия.
"Завод Нижегородский Теплоход", ОАО
Светлана Зотова, начальник отдела по работе с персоналом:
— Что касается кадровой политики, то ОАО "ЗНТ" не только не сокращает численность сотрудников и их зарплаты, но и продолжает вести набор специалистов в области судостроения с сохранением всех предусмотренных законодательством льгот. В уходящем году было принято около 40 рабочих-судостроителей в цеха предприятия. Наиболее востребованными профессиями на данный момент являются сборщики корпусов металлических судов и электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа. Эти профессии, по нашим прогнозам, будут востребованы и в будущем. Все сотрудники ОАО "ЗНТ" трудоустроены в полном соответствии с требованиями трудового законодательства с выплатами всех социальных льгот, таких как дополнительный отпуск от 7 до 14 календарных дней и доплаты за вредные условия труда.
Предприятие обеспечивает всех работников льготным питанием, оплачивает медицинское обслуживание при трудоустройстве и периодические медосмотры. Для иногородних граждан предусмотрены льготы по оплате жилья и проезда к месту работы и обратно. Кроме того, ОАО "ЗНТ" заинтересовано в подготовке новых поколений специалистов судостроения, поэтому мы ведем тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями — Волжским университетом водного транспорта и Нижегородским техническим университетом. Студенты этих вузов проходят на "ЗНТ" все виды производственной практики по профилю судостроения и получают возможность работать на нашем заводе после окончания обучения. Также мы сотрудничаем с Борским губернским колледжем — помогаем студентам участвовать в конкурсах по профессии и организуем для них прохождение производственной практики и дальнейшее трудоустройство. Совместно с преподавательским составом колледжа ведется разработка учебных программ, максимально приближенных к реальным условиям и требованиям нашего предприятия.
Еще одна приятная новость года — в Нижегородской области учрежден официальный профессиональный праздник — День судостроителя Нижегородской области. 9 июня 2017 года мы будем отмечать его впервые. Руководство ОАО "ЗНТ" в лице генерального директора управляющей компании Станислава Кругляшова и управляющего директора Сергея Коновалова благодарит коллектив предприятия за отличную работу и, отмечает, что итоги 2016 года позволяют делать благоприятный прогноз на будущее.
Станислав Кругляшов, генеральный директор управляющей компании: — ОАО "ЗНТ" поздравляет партнеров, коллег, ветеранов и друзей предприятия с Новым, 2017 годом! Пусть этот год станет для вас удачным, принесет новые надежды и новые проекты! Мы желаем вам крепкого здоровья, успехов во всех начинаниях, мира и тепла вашим семьям.