28.10.2016 года в силу вступил Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Новое Типовое положение разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
Нормы Типового положения применимы к судовладельцам, менеджерам судов, если они выступают в качестве работодателя для работников – членов экипажа. Данные лица обязаны соблюдать государственные нормативные требования охраны труда, которые предусматривают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
СУОТ, принятая и функционирующая у судовладельца-работодателя является обязательной для всех работников, а так же для всех лиц, находящихся на судне, как на территории работодателя.
Судовладельцы самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов разрабатывают положение о СУОТ, с 28.10.2016 года руководствуясь рекомендациями Типового положения. Так же при разработке положений СУОТ судовладельцам рекомендуется консультирование с профсоюзными организациями моряков, а так же учет мнения самих работников – членов экипажа.
Типовое положение предусматривает руководство по созданию разделов СУОТ, включая применимые политики и процедуры, а так же рекомендации по содержанию данных разделов. Между тем, рекомендации являются общими и, при разработке СУОТ, должны быть адаптированы с учетом специфики труда на водном транспорте.
Одним из актуальных разделов Типового положения является глава IX «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания», принимая во внимание, что судно является объектом повышенной опасности, а работа на судне не исключает случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Судовладельцы, в рамках подготовки СУОТ, разрабатывают процедуры, являющиеся частью СУОТ, определяют свои цели при работе с СУОТ, после чего обеспечивают их надлежащее функционирование и контроль над ним. Внедрение СУОТ не является завершающей процедурой – после этого судовладельцам предстоит постоянное планирование улучшений функционирования СУОТ, в том числе с учетом изменений в составе флота.
Источник: пресс-служба Адвокатское Бюро "Инмарин"