реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

О снижении рисков предоставления отсрочки платежа за снабжение судна или утром – топливо, вечером – деньги

3 1396 3 мин
Достаточно распространенной практикой оплаты за снабжение судна является отсрочка платежа. В условиях изменяющейся экономики, рискам дефолта платежа подвержены даже самые крупные и надежные компании. Судоходные компании ликвидируются и регистрируются, суда перепродаются, операторы меняются...
При таких условиях ведения бизнеса поставщикам, работающим на отсрочке платежа и желающими снизить свои риски работы с контрагентами, рекомендуется проводить не только формальную проверку регистрации компании и полномочий представителя, но и изучать динамику финансово­хозяйственной деятельности, если между сторонами об этом достигнуто согласие. К документам, которые помогут оценить состояние активов контрагента, относятся следующие:

1. Баланс и другие формы бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств), характеризующие финансовое состояние контрагента за предыдущий год?
2. Оборотно ­ сальдовая ведомость?
3. Справка из налогового органа об открытых счетах компании – покупателя?
4. Справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам?
5. Сведения о среднесписочной численности работников компании – покупателя?
6. Справки из обслуживающих банков об отсутствии /наличии задолженности.

В дополнение к изучению указанных документов, поставщику рекомендуется провести комплексную проверку покупателя по открытым информационным базам:

1. Единый государственный реестр юридических лиц (данные о регистрации, юридическом адресе, учредителях, размере уставного капитала компании, последних изменениях)?
2. Банк данных исполнительных производств федеральной службы судебных приставов РФ (сведения о наличии в отношении компании неоконченных / неисполненных исполнительных производств по решениям судов, включая размер задолженности по таким производствам)?
3. Картотека арбитражных (данные о рассматривающихся / рассмотренных судебных исках к компании – покупателю, а так же о лицах, подавших указанные иски).

В качестве еще одной меры проверки благонадежности партнера является проведение бизнес встреч в офисе партнера. В процессе встречи можно не только уточнить реальный адрес местонахождения компании, а так же оценить общее состояние ее офиса, количество сотрудников и т.д.

Наконец, вне зависимости от всех вышеуказанных действий, поставщику рекомендуется заблаговременно, еще на этапе составления стандартных условий взаимодействия с покупателями, обеспечить наличие в договорах положений, защищающих его интересы в случае уклонения покупателя от погашения задолженности:

1. Право поставщика на безусловный арест судна по морскому требованию, вне зависимости от того, кто является собственником судна на дату такого ареста?
2. Право поставщика сократить срок предоставленной отсрочки в одностороннем порядке и предъявить требование об оплате задолженности покупателю в случае возникновения у поставщика разумных подозрений о том, что покупатель неплатежеспособен, либо осуществляет продажу морского судна, на которое была совершена поставка, третьим лицам?
3. Право поставщика начислять неустойку в связи с просрочкой оплаты поставки товаров, размер которой напрямую зависит от периода предоставления отсрочки?
4. Положение о том, что все товары, поставленные на морское судно по заказу агента / фрахтователя, находятся на хранении у судовладельца / собственника судна, и право собственности на них не переходит до момента полной оплаты поставки?
5. Положение о применимом праве и компетентном суде, которое будет применяться при разрешении спора для уменьшения расходов поставщика на судебное и исполнительное производство.

По вопросу возможности ареста судна в случае его продаже третьему лицу следует отметить следующее. Судебная практика и действующее законодательство не дает однозначного ответа о наличии, либо отсутствии у кредитора права арестовать судно за долги судовладельца после того, как оно продано им третьему лицу. Между тем, поставщик может квалифицировать задолженность по поставке, как обеспеченную морским залогом на судно.

Статьей 367 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) установлены требования, которые обеспечиваются морским залогом на судно, в частности требования к судовладельцу в отношении возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы. Таким образом, если в договоре поставки бункерного топлива / припасов имеется четкое указание на то, что товар является имуществом иным, чем перевозимые на судне грузы, а так же что покупатель путем использования топлива / припасов без оплаты уничтожает данное имущество, требование поставщика судом может быть квалифицировано в качестве морского залога, а судно подлежащим аресту независимо от его принадлежности лицу ответственному по морскому требованию на момент ареста.

В соответствии с п. 1 ст. 348 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя (кредитора) может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства. Морской залог действителен в течение года с момента возникновения обеспеченных морским залогом на судно требований, и следует за судном даже после его продажи третьему лицу. В главе XXII КТМ, а так же Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года отсутствует указание на обязательность регистрации морского залога.

Между тем, для удовлетворения требования об обращении взыскания на предмет залога должны быть доказаны факты неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, а так же размер требований к должнику (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2013 N Ф03­2717/2013 по делу N А51­3517/2012). Таким образом, регистрация морского залога, как обременения судна, может послужить доказательством обоснованности требований поставщика.

Принятие комплекса указанных мер позволит снабжающим компаниям существенно снизить риски возникновения задолженности за произведенные поставки, избежать работы с ненадежными контрагентами, а так же уменьшить расходы, связанные с последующим принудительным взысканием задолженности, если оно потребуется.
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 15.09.2015, 19:49Не могли бы Вы проиллюстрировать "принятие комплекса указанных мер" на следующем примере:
Агент фрахтователя направляет поставщику заявку, скажем на бункеровку топливом, отход судна на следующий день, оплата через неделю, после закрытия дисбурсментского счета и получения по нему балансового платежа. Судно зарегистрировано под флагом Монголии, между текущим фрахтователем и зарегистрированным владельцем еще пара юр.лиц?
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич, 05.11.2015, 14:34Запросить у агента перечисленные в статьей сведения, а если временные рамки не позволяют и задача делать бизнес, то использовать инструменты договорно-правового регулирования и сформировать содержание первичных документов таким образом, что бы обеспечить арест судна и солидарное взыскание задолженности со всей цепочки. Положительная судебная практика по таким делам имеется.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 05.11.2015, 16:03"сформировать содержание первичных документов таким образом, что бы обеспечить арест судна". Например?
Свежие новости