реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

О проекте федерального закона, регулирующего перевозки транзитных грузов водным транспортом по территории Российской Федерации

0 3188 4 мин
В первом чтении, с необходимостью дополнительных доработок ко второму чтению, Правительством РФ принят проект Федерального закона «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О перевозках транзитных грузов»).

Положения данного законопроекта напрямую касаются участников индустрии морского и речного транспорта, так как транзитные перевозки, пункт начала и завершения которых находится за пределами РФ, но проходят через такую территорию, могут совершаться, в том числе, и на морских / речных / смешанных судах.
ФЗ «О перевозках транзитных грузов» устанавливает, что организация такой перевозки полностью относится в зону ответственности специального субъекта – оператора транзитной перевозки, которым является «юридическое лицо (экспедитор, перевозчик), организующее перевозку транзитных грузов на всем протяжении транзитного маршрута через территорию Российской Федерации или на всем пути следования груза и отвечающее за выполнение всех процедур, возникающих в процессе перевозки транзитных грузов» (ст. 3). Индивидуальные предприниматели, исходя из буквальной формулировки нормы, не допускаются к осуществлению деятельности в качестве операторов транзитной перевозки.

Законопроект не содержит норм, относящих оператора транзитной перевозки к категории участников таможенного дела, в связи с чем не является определенным порядок страхования ответственности такого оператора, а так же форма правоотношений между оператором и, в том числе, таможенным перевозчиком и / или уполномоченным экономическим оператором, в соответствии с действующими нормами Таможенного кодекса.

Статья 9 ФЗ «О перевозках транзитных грузов» устанавливает, что «права, обязанности и ответственность операторов транзитной перевозки определяются договором на организацию перевозки транзитных грузов, заключенным между грузовладельцем (грузоотправителем) и оператором транзитной перевозки, и в соответствии с гражданским законодательством РФ». Исходя из буквального толкования данной нормы, иностранные лица – грузовладельцы, лишаются возможности согласовать применение к договорам на организацию перевозки норм иностранного права, что противоречит действующим положениям Гражданского кодекса РФ о свободе договора.

Оператор транзитной перевозки, по сути являясь экспедитором, по ст. 9 закона несет повышенную ответственность, а именно ответственность не только за сохранность транзитного груза на территории РФ, но и своевременность его транспортировки через территорию РФ. При этом, ФЗ «О перевозках транзитных грузов» допускает поручение организации перевозки оператором третьим лицам.

Законопроект затрагивает и вопросы фактической перевозки транзитных грузов морским и речным транспортом. «При заходе в морской порт российского или иностранного судна с транзитными грузами на борту, предназначенными для выгрузки в этом морском порту, или при заходе в морской порт российского или иностранного судна для погрузки транзитного груза, заход такого судна и его оформление контрольными органами осуществляется в первоочередном порядке» (ст. 4). При этом доля транзитных грузов, выгружаемых в морском порту с судна или загружаемых в морском порту на судно, должна составлять не менее тридцати процентов массы груза, выгружаемого с судна в морском порту или загружаемого на судно соответственно в морском порту. Законопроект не устанавливает, каким именно образом судовладелец-перевозчик должен подтвердить, еще до начала выгрузки, указанную долю транзитных грузов на борту, чтобы получить льготу по осуществлению грузовых операций без очереди.

Статья 4 законопроекта так же устанавливает, что суда, перевозящие транзитные грузы, пользуются в морских портах РФ и на подходах к ним льготами при взимании портовых сборов, предусмотренными для линейных судов.

Грузы, перевозимые транзитом через территорию РФ, освобождаются от таможенной пошлины и подлежат регистрации в таможенных органах для целей статистики. Формулировка «таможенная пошлина» не является четкой и однозначной, так как остается неурегулированным вопрос необходимости уплаты в отношении таких грузов таможенных сборов и налогов.

Отдельно в ст. 6 законопроекта, ФЗ «О перевозках транзитных грузов» устанавливает регулирование сроков по доставке таких грузов на государственном уровне. Особенно выделено регулирование сроков перевозок речным транспортом от пункта прибытия транзитного груза на территорию РФ и до пункта убытия транзитного груза с территории РФ уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Одновременно с этим, законопроект предоставляет право устанавливать сроки перевозок грузов морскими судами. Между тем, такое регулирование является излишним – сроки доставки могут и должны устанавливаться исходя из условий мореплавания, особенностей водного маршрута и типов судов / грузов.

ФЗ «О перевозках транзитных грузов», в случае его принятия, так же установит административную ответственность за нарушение порядка первоочередного движения судов, перевозящих транзитные грузы, за нарушение сроков погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами в морских портах. Между тем, данная ответственность по природе является гражданско-правовой, ведь задержки ведут к демереджу судов и убыткам в форме упущенной выгоды, расходов на оказание услуг по погрузке / выгрузке груза.

Статья 7 законопроекта, в дополнение к коносаментам и иных перевозочным документам, устанавливает, что «транзитные грузы перевозятся по территории РФ по единому транспортному документу, форма и порядок заполнения которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта». Проект не регулирует порядок и сроки получения данного документа, а так же не указывает его соотношение с транзитной таможенной декларацией на товары.

Принимая во внимание, что ст. 7 так же устанавливает, наравне с другими обязательными документами, обязанность оператора / перевозчика транзитного груза предоставлять сведения о планируемой дате перевозки грузов, можно сделать вывод о том, что все документы должны быть представлены и получены заблаговременно.

В целом принятие ФЗ «О перевозках транзитных грузов» является позитивным шагом к облегчению и более тщательному регулированию перевозок грузов по территории РФ, которое нельзя не приветствовать. Между тем, данный закон должен принимать во внимание не только действующие положения таможенного законодательства, но и не накладывать на участников индустрии водного транспорта дополнительные обязательства, которые не являются обязательными при осуществлении перевозок грузов, в том числе транзитом. ФЗ «О перевозках транзитных грузов» требуется существенной доработки и уточнения во втором чтении.

Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости