Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства
- A + КомментарииПрочитано 151 раз   |
Нарушение сроков по оплате фрахта фрахтователем – реальный риск, с которым сталкиваются все судовладельцы, вне зависимости от того, стороной какого чартера они являются (рейсовый чартер, тайм-чартер). Для снижения указанного риска, в договорах чартера, в том числе регулируемых английским правом, судовладельцу рекомендуется обеспечить внедрение в текст договора оговорки, предоставляющей ему право обременения в отношении всех грузов фрахтователя в качестве обеспечения уплаты им фрахтовых платежей.
По нормам английского права, залог в отношении груза возможен только в случае наличия оговорки об этом в договоре (Tradigrain SA v King Diamond Marine Ltd «The Spiros C» [2000] Int.Com.L.R. 07/13). В случае, если такое условие в чартере отсутствует, право удержания и обременения груза фрахтователя не презюмируется.
Широко используемые стандартные проформы чартеров, например, GENCON и NYPE, изначально содержат соответствующую оговорку о праве судовладельца заявить об обременении груза на борту до момента погашения фрахтователем задолженности по фрахтовым платежам.

Объем прав по залогу на груз напрямую зависит от письменной формулировки указанного условия. Оно может быть сформулировано широко («Судовладелец имеет право залога на груз и все суб-фрахтовые платежи в его отношении при задолженности за фрахт, демерредж, требования о возмещении убытков и по всем другим суммам, не оплаченным по настоящему чартеру, включая расходы на их взыскание»), либо ограничено («Судовладелец имеет право залога на груз и все суб-фрахтовые платежи в его отношении, при задолженности за фрахт»).
В интересах судовладельца является внедрение наиболее широкой редакции оговорки, особенно в случае, если перевозке по чартеру подлежат не скоропортящиеся грузы, имеющие большую материальную ценность. Судовладелец тогда сможет реализовать право залога и компенсировать собственные убытки и расходы за счет стоимости груза по наиболее широкому кругу задолженностей фрахтователя.

Между тем, существует ряд существенных правил, предусматривающих как именно, а так же в каких случаях право на залог может быть реализовано судовладельцем на законных основаниях. При их несоблюдении, залог не будет считаться законным даже при наличии соответствующей оговорки в тексте договора.

Во-первых, право судовладельца на удержание груза должно быть внесено в коносамент, который выдается на перевозку груза в процессе чартера (the «Agios Georgis» [1976] 2 Lloyd's Rep 192). Коносамент является доказательством заключения договора перевозки груза, который может вмещать или не вмещать в себя условия чартера между судовладельцем и фрахтователем. Исходя из этого, существенным является четкий перенос прав судовладельца на удержание и залог из чартера в коносамент.

Дополнительно, далеко не всегда стороны коносамента совпадают со сторонами чартера – фрахтователь может перевозить груз, принадлежащий третьим лицам. При отсутствии в коносаменте оговорки о залоге, судовладелец рискует нарушить свои обязательства по выдаче груза грузовладельцу (третьему лицу), даже при наличии у него прав удержания по чартеру.

Во-вторых, возможность реализации прав удержания, залога и продажи груза должна быть предусмотрена законодательством порта выгрузки груза. Некоторые юрисдикции не поддерживают продажу грузов, принадлежащих третьим лицам, перевозчиками, в судебном или внесудебном порядке. Таким образом, чартер должен быть заключен с учетом положений действующего законодательства в пунктах назначения перевозки.
В-третьих, фрахтователь должен быть надлежащим образом уведомлен о том, что судовладелец применяет свое право залога в отношении груза на борту (Dry Bulk Handy Holding Inc v Fayette International Holdings Ltd & Anor [2012] EWHC 2107 (Comm)). Уведомление фрахтователю должно быть подано в письменной форме, с указанием на нарушение, допущенное фрахтователем, а так же размер задолженности, которая должна быть погашена, чтобы обременение было снято. Удержание груза без надлежащего уведомления фрахтователя является нарушением договора судовладельцем.

В-четвертых, удержание и обременение груза возможно исключительно до момента его выдачи получателю. Таким образом, судовладелец обязан осуществлять удержание груза либо на борту судна, либо в месте хранения, но груз должен храниться в его интересах. Передача груза третьим лицам лишает судовладельца обременения на него.
В обязанность судовладельца входит осуществлять удержание груза разумно и без увеличения расходов и убытков (London arbitration No. 5/92 (LMLN 321). Судовладелец должен выбрать наименее затратный способ удержания. В случае, если расходы на удержание груза будут признаны неразумными (например, хранение груза на борту судна, находящегося в демерредже может существенно превышать по затратам хранение груза на берегу), такие расходы не подлежат возмещению в будущем.

Воспользовавшись правом удержания груза, судовладелец остается ответственным за его сохранность, в связи с чем обязан прилагать разумные усилия для его сохранения. В случае погашения задолженности фрахтователем, груд должен быть незамедлительно выдан, так как у судовладельца имеется обязанность по его доставке.
В-пятых, право удержания груза возникает у судовладельца исключительно в порту выгрузки и назначения (Chrysovalandou Dyo [1981] 1 Lloyd's Rep 159). Исключением является ситуация, когда подход судна в порт выгрузки объективно невозможен или опасен. Таким образом, судовладелец обязан убедиться, что судно готово к выгрузке в согласованном порту, фрахт не выплачен, и лишь после этого осуществить залог груза.

Английское право содержит понятный свод правил, в соответствии с которыми судовладелец получает право залога в отношении перевозимого по чартеру груза. В случае несоблюдения данный правил, судовладелец не только теряет право удержания, но и нарушает собственные обязательства по чартеру.   

Судовладельцам рекомендуется уделять повышенное внимание согласованию содержания чартера, а в дальнейшем и составлению уведомления об удержании груза, включая момент его подачи.
 
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017 
Поделиться новостью
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург+7(800)250-00-13, +7(812)603-48-63

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость