реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

О дополнительном регулировании прямых смешанных перевозок грузов с использованием нового единого транспортного документа

0 3553 4 мин
Правительством РФ разработан и готов для рассмотрения проект нового Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» (далее – Проект). В случае принятия Проекта, его положения должны будут учитываться перевозчиками и организаторами перевозок, а так же грузовладельцами – участниками любой перевозки, которая производится с нескольких видов транспорта.
В соответствии со ст. 4 Проекта, статус смешанной перевозки получает, в том числе, перевозка с участием как морского, так и речного водного транспорта. Статья 5 Проекта предусматривает обязанность транспортных организаций заключать соглашения на организацию прямого смешанного сообщения. Статус транспортной организации определен Проектом широко: его получают владельцы инфраструктуры транспорта общего и необщего пользования, владельцы объектов транспортной инфраструктуры любого, в том числе, морского и внутреннего водного транспорта, а так же все перевозчики, операторы морских терминалов, операторы грузовых терминалов аэропортов, операторы подвижного состава, а так же экспедиторы.

Таким образом, в случае принятия Проекта, стандартом взаимодействия сторон, кроме грузовладельцев, может стать заключение долгосрочных соглашений на организацию прямого смешанного сообщения. Природа такого договора Проектом не определена, в связи с чем можно предположить, что его тип будет смешанным: с элементами договора транспортной экспедиции, перевозки и оказания услуг, в зависимости от реального состава прав и обязанностей сторон.

Между тем, ст. 5 Проекта четко указывает, что соглашения может быть квалифицировано, как договор присоединения. В соответствии со ст. 425 ГК РФ, условия такого договора определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В настоящий момент Проект не определяет, какие именно транспортные организации составляют соглашение о присоединении, а какие присоединяются к нему. Исходя из буквального толкования ст. 5, право на предложение соглашения есть у любой транспортной организации, что может затруднить взаимодействие сторон: необходимо четко определить, какие операторы, перевозчики и владельцы инфраструктуры должны разработать и согласовать указанное соглашение.

Статья 6 Проекта предусматривает существенные условия соглашений, устанавливающие границы и зоны сотрудничества сторон при организации перевозок. Безусловно, такие условия определены верно и включают в себя четкое установление пунктов приема и выдачи груза, условия их работы, порядок согласования заявок на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении, условия обмена информацией о перемещении грузов, порядок рассмотрения претензий.

Дополнительно, соглашение должно предусматривать совместную работу сторон по планированию порядка перевалки, мест перевалки, расписаний подачи транспортных средств. Такое требование является новеллой в законе, так как чаще всего ответственность ложиться на единственного перевозчика / экспедитора.

Основываясь на изложенном, предложенный формат соглашения потребует от сторон полного и всестороннего взаимодействия. В случае возникновения споров или ущерба, процесс определения виновной стороны для грузовладельца, между тем, усложняется – с учетом сокращенного срока исковой давности, ему предстоит определить в чьей зоне ответственности был груз, перевозимый в рамках смешанной перевозки.

Статья 7 Проекта устанавливает, что перевозчики будут нести субсидиарную ответственность по обязательству перевозчика, возникшему в связи с нарушением прав грузоотправителя, грузополучателя, если законом или договором не предусмотрена солидарная ответственность по такому обязательству. Таким образом, при заключении грузовладельцем договоров на организацию перевозки, на перевозку груза, рекомендуется добиваться установления в качестве условия именно солидарной ответственности, чтобы не пришлось выбирать между перевозчиками.

В случае предъявления требований к одному из перевозчиков, возместивший ущерб перевозчик получает право требовать компенсации у других перевозчиков в порядке регресса (ст. 7 Проекта). Однако обращение к перевозчику должно проводиться с учетом положений отраслевых кодексов и уставов. В иске к перевозчику грузовладельцу могут и отказать, если он предъявлен необоснованно и неправомерно, в связи с чем обязанность определить верного ответчика и доказать ущерб в суде у грузоотправителей и грузополучателей остается.

Более того, ст. 8 Проекта устанавливает дополнительные условия, по которым любой перевозчик может быть освобожден от ответственности при смешанной перевозке:
  • груз прибыл в исправном транспортном средстве, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, в том числе без следов вскрытия в пути следования;
  • перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостача груза не превышает минимальную норму естественной убыли из применяемых на разных видах транспорта, участвующих в перевозке и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза;
  • утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в едином транспортном документе;
  • груз прибыл в исправных таре или упаковке.



Исходя из буквального толкования положений Проекта, наличие данных условий является безусловным основанием для освобождения перевозчика от ответственности. К этому добавляются основания, которые предоставляют освобождение в соответствии с любыми специальными кодексами или транспортными уставами. Таким образом, грузоотправителям рекомендуется уделять особое внимание не только условиям договоров перевозки и транспортной экспедиции, но и сбору доказательств по делу, чтобы уменьшить риск отказа в иске по формальным основаниям.

Наконец, представленный Проект привносит в регулирование понятие единого транспортного документа – перевозочного документа, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки груза. Форма единого транспортного документа и порядок его заполнения, в соответствии со ст. 2 Проекта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики в области транспорта. Между тем, Проект не поясняет, будет ли такой документ использовать в рамках международной перевозки или, например, иностранным морским перевозчиком, у которого такие документы могут не применяться.

В случае принятия Проекта, специфические перевозочные документы, а именно коносаменты, морские накладные и тд., смогут законно использоваться исключительно при завершении перевозки без использования иного вида транспорта (несмешанная перевозка). Как в этом случае должны разрешаться вопросы изменения маршрута или типа перевозки грузов в процессе следования – предстоит установить на практике.

Дополнительно, по принятию Проекта организаторам перевозки и перевозчикам предстоит пересмотреть стандартные условия и договора с заказчиками, чтобы они соответствовали не только специальным кодексам и уставам, но и принятому Проекту.

 
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2018
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости