реклама
Корпоративный блог РМРС
Корпоративный блог РМРС
В этом блоге собраны все новостные и аналитические материалы, касающиеся деятельности РМРС, и размещенные на Корабел.ру

Мониторинг состояния изоляции высоковольтных ЭЭС напряжением 6 и 10 кВ для судов и других морских объектов

0 1160 5 мин
ОАО "Новая ЭРА" представляет мониторинг состояния изоляции высоковольтных ЭЭС напряжением 6 и 10 кВ для судов и других морских объектов
Высоковольтные судовые ЭЭС
В судостроении расширяется область применения электроэнергетических систем (ЭЭС) напряжением 6 и 10 кВ. Эксплуатация ЭЭС морских объектов сопровождается старением и механическим разрушением слоев изоляции высоковольтного оборудования при непрерывном воздействии на изоляцию вибраций и рабочего напряжения. Полностью избежать вредных воздействий практически невозможно. В процессе эксплуатации изоляция стареет, в ней возникают общие (равномерно распределенные) и местные (сосредоточенные) дефекты. Скорость развития необратимых процессов в изоляции меняется в зависимости от температуры изоляции и дополнительных факторов, в первую очередь влажности. Внешний осмотр не позволяет выявить всех возможных дефектов изоляции, а применение испытаний с подачей повышенного напряжения в море недопустимо.

Проведение планово-предупредительных осмотров и замеров дополнительных характеристик высоковольтного электрооборудования возможно только между рейсами, в ограниченное время на профилактические испытания с отключением высоковольтного электрооборудования. Это не гарантирует, что во время рейса не проявится какой-либо внутренний дефект и не возникнет аварийная ситуация.

На морском объекте ограничены возможности по ремонту и обслуживанию высоковольтного оборудования, а для исключения отказов необходимы системы непрерывного контроля состояния (мониторинга) изоляции высоковольтного оборудования.

Мониторинг состояния изоляции под рабочим напряжением
Практически все аварии в электрической части агрегатов и кабелей начинаются с пробоя изоляции и переноса потенциала фазы на корпусную конструкцию судна.

В микроскопических неоднородностях высоковольтной изоляции при рабочем напряжении (выше 3 кВ) под действием электрического поля возникают частичные разряды (ЧР), которые при определенных условиях могут начать микровыжигание изоляции изнутри. Импульсы ЧР сопровождаются радиочастотным излучением, которое можно измерить. Процессы старения изоляции и разрушения, произошедшие под действием механических факторов, при рабочем напряжении тоже сопровождаются радиочастотным излучением, но с другими параметрами, отличающимися от ЧР внутри изоляции.

Мониторинг изоляции высоковольтной электроустановки без отключения рабочего напряжения уже давно рекомендован в мировой практике для энергосистем и электросетей напряжением 6 кВ и выше.

Контроль состояния высоковольтной изоляции по току утечки 3Iо в сети 6 и 10 кВ указывает на начало аварийной ситуации и обнаруживается средствами РЗиА. Метод контроля по ЧР позволяет заблаговременно анализировать ситуацию при работе оборудования (т.е. при поданном рабочем напряжении) и наблюдать процессы в их развитии, задолго до возникновении аварийной ситуации.

ЧР регистрируются в радиочастотном диапазоне и позволяют классифицировать причины их возникновения и устанавливать степень опасности для электрооборудования. Для измерения радиочастотных импульсов используются специализированные датчики и микропроцессорные устройства - регистраторы.

При построении системы мониторинга принимается во внимание особенность конструкции отдельных элементов высоковольтной ЭЭС, выбирается радиочастотный диапазон измерений и по каждому элементу определяется степень опасности изменения мощности ЧР. В высоковольтной ЭЭС морского объекта при мониторинге безопасного состояния изоляции выделяют элементы генерирующего, распределительного и технологического электрооборудования, подвергающиеся при работе воздействию электрического поля напряжением 6 и более кВ.

К таким элементам относятся:
  • обмотки статоров генераторов;
  • кабели генераторного фидера до главного распределительного устройства (ГРУ);
  • шины ГРУ с выключателями, измерительными трансформаторами или датчиками напряжения и тока;
  • кабели фидеров питания от ГРУ потребителей первой и второй категории;
  • dысоковольтные обмотки силовых трансформаторов, преобразующих питание от ГРУ в напряжение для потребителей.

Особое внимание должно быть обращено на изоляцию цепей высоковольтного электрооборудования и электроагрегатов систем электродвижения, как потребителей первой категории электропитания, так как пробой может привести к потере хода и управляемости судна.

Средства мониторинга изоляции под рабочим напряжением
Классификация электромагнитного излучения радиоволн, применяемых для регистрации ЧР, обозначается UHF (Ultra High Frequency) – сверхвысокочастотный и HF (High Frequency) – высокочастотный диапазон. Для диапазона UHF применимы датчики антенного типа, а для диапазона HF применимы датчики ёмкостного и трансформаторного типа.

Типы датчиков приведены в таблице 1, учтены возможности по способу установки, использования при общем радиочастотном шуме во внутренних электроэнергетических помещениях. Оценка диапазона чувствительности указанна в таблице 2. Сравнение по чувствительности выполнено по отношению к универсальному измерительному датчику - катушке Роговского.  

Таблица 1 Варианты исполнения датчиков для измерения ЧР
 
Тип и принцип действия датчика Способ установки и рекомендации по подключению Относительная чувствительность на частоте
10 МГц 100 МГц
Датчик ёмкост­но­го типа
(HF диапазон)
Между токоведу­щей шиной и корпусом. 20 100
Датчик транс­форма­тор­ного типа с током утечки на землю 500 или 1000 А
(HF диапазон)
В цепи заземления экрана кабеля. 30 5
Антенна кольце­вая, встраивае­мая в электри­ческую машину
(UHF диапазон)
Под кожухом стато­ра у лобо­вых частей ста­тор­ной обмотки. 5 100
Антенна штыре­вая, встраи­вае­мая в электри­ческое обо­рудо­ва­ние, в том числе в электри­ческую машину
(HF или UHF диапазон)
Под оболочкой или кожухом элек­т­ро­оборудования.. 5
5
10
100
Катушка Ро­говс­кого (датчик уни­вер­саль­ного типа HF UHF диапазо­н)* Под оболочкой или кожухом элек­т­ро­оборудования. 1 2


Таблица 2 Оценка чувствительности разных типов изготавливаемых датчиков с диапазоном измерительных частот и способностью отстройки от внешних помех
 
Тип датчика Рекомен­дации по частоте измерения,
МГц
Защищенность от внешних помех в месте установки Чувствитель­ность к измеряемому сигналу Число датчиков на один контролируемый элемент ЭЭС Рекомен­дации по числу приборов на контролируемый элемент ЭЭС
Датчик ёмкост­но­го типа
HF диапазона
10 - 80 Хорошая Средняя 3 на группу
шин А, В, С
1 на секцию ГРУ
Датчик транс­форма­тор­ного типа
HF диапазона
0,5 -15 Хорошая Средняя 1 на кабель фидера 1 на 15 кабелей
Датчик антенного типа HF диапазона 10 – 100 Требуется направленность на контроли­руемый элемент ЭЭС Хорошая 1 на контролируемую зону элемента 1 на 5 контролируемых зон элемента
Датчик антенного типа
UHF диапазона
80 - 1500 Требуется защита конструк­цией кожуха элемента ЭЭС Высокая 2 на одну статорную обмотку 1 на электрическую машину


Система мониторинга состояния высоковольтной изоляции для морского объекта
Для регистрации измерений, спектрального выделения сигналов ЧР и построения тренда изменения мощности ЧР используются следующие комплекты приборов с датчиками отечественных производителей:
  • блок сбора и обработки сигналов ЧР от трех датчиков ёмкостного типа HF диапазона для мониторинга состояния изоляции ошиновки и аппаратов в секции ГРУ;
  • блок сбора и обработки сигналов ЧР от трех датчиков антенного типа UHF диапазона для мониторинга состояния изоляции статорных обмоток высоковольтных электрических машин;
  • блок сбора и обработки сигналов ЧР от 15 датчиков трансформа­тор­ного типа HF диапазона для мониторинга состояния изоляции кабелей.
По данным непрерывных замеров ЧР строится полная картина состояния изоляции как по амплитуде ЧР, так и по тренду увеличения мощности ЧР в каждом из ответственных элементов высоковольтной ЭЭС морского объекта. Испытания подтвердили хорошую чувствительность и хорошую помехоустойчивость при высоком уровне промышленного шума. Результаты мониторинга изоляции и принципы проектирования систем диагностирования судовых ЭЭС напряжением 6 (6,3), 10 (10,5) кВ с мониторингом состояния изоляции по ЧР одобрены Российским морским регистром судоходства (РС).

Предлагаемые услуги и средства
  1. Разработка проекта системы мониторинга высоковольтной ЭЭС по заданной структурной схеме.
  2. Согласование проекта системы мониторинга высоковольтной ЭЭС в ФАУ "Российский морской регистр судоходства".
  3. Рабочие чертежи на шкаф сбора сигналов и установку датчиков в ГРУ и другое высоковольтное оборудование.
  4. Организация поставки датчиков измерения ЧР, приборов регистрации и шкафа сбора сигналов в согласованные сроки.
  5. Изготовление шкафа сбора сигналов по договору поставки.
  6. Шеф-монтаж системы мониторинга высоковольтной ЭЭС.
"Новая ЭРА", АО Санкт-Петербург
+7(812)610-02-40
"Российский морской регистр судоходства", ФАУ Санкт-Петербург
+7 (812) 380-20-72


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
МРК "Буря" завершает государственные испытания в Балтийском море
21:12 / вмф