Взрыв на морской платформе BP в Мексиканском заливе привёл к затоплению платформы и отрыву райзера. Он упал на дно залива петлями. В райзере образовалось три отверстия, из которых вытекает нефть – на устьевом оборудовании в месте выхода райзера, в средней её части и на конце.
Предлагаемая технология исходит из того, что количество нефти, вытекающей из отверстий, определяется её расходом из скважины и не зависит от количества отверстий в райзере. Ниже приведена общая схема и конструкций. Детальную разработка может выполнить компания BP своими силами и в соответствии с конкретными условиями.
Ликвидация утечки нефти из райзера предлагается провести в три этапа.
Первый этап - обрезка райзера.
Обрезку райзера необходимо произвести в месте его выхода из устьевого оборудования.
Обрезку можно выполнить любым способом подводной резки металла – алмазными дисковыми пилами, плазменной резкой и кислородно-дуговой резкой.
Не стоит опасаться воспламенения нефти при огневой резке, так как оно не может произойти из-за отсутствия кислорода. Локальный очаг возгорания может возникнуть при кислородно-дуговой резке, но он не опасен, так как не может получить распространения по указанной выше причине. Предпочтительными являются дуговые резки, так как при этом режущий инструмент не входит в контакт с райзером, а её отрыв в конце резки может привести к захвату пил с непредсказуемыми последствиям. Резку может выполнить глубоководный аппарат (ROV) при участии других аппаратов для освещения рабосей зоны и других вспомогательных работ. В процессе резки ROV должен быть зафиксирован захватом райзера манипулятором ниже места реза. Второй манипулятор используется для удержания и перемещения режущего инструмента. Управление процессом осуществляется с судов – носителей ROV.
Для избежания минимального риска райзердолжна поддерживаться тросом с плавучего крана или бурового судна, показанного на рисунке.
Второй этап – опускание в райзер заглушки.
Залушка - конусообразная конструкция, показанная на рисунке, изготовляется из чугуна или бетона. Она имеет конусообразную форму для облегчения ввода в трубу.
Заглушка имеет на верхней части манжету диаметром несколько больше диаметра райзера. Она изготавливается из пластичного материала – резины, нейлона и пр.
Заглушка опускается в райзер на тросе с плавучего крана или бурового судна.
Заглушка должна войти в райзер беспрепятственно, так как пластовое давление, равное 150 атм., компенсируется гидростатическим давление столба воды высотой 1500 м. Заглушку необходимо ввести на глубину, достаточную для надёжного пломбировании скважины, о чём сказано ниже.
Третий этап – пломбирование райзера.
Пломбирование выполняется жидким бетоном, подаваемым по шлангу с бурового судна на заглушку, которая удерживает бетон от протекания вниз по райзеру.
После твердения бетона операция может считаться законченной.
После затвердения бетона заглушка может быть пробурена для введения скважины в действие, поэтому бетонная конструкция заглушки предпочтительна.
Вся процедура от изготовления заглушки до пломбирования займёт от одной до двух недель. При оперативной работе её можно провести за несколько дней.
Выводы
-
Предлагаемая технология и конструкция отличается простотой и низкой стоимостью. Ликвидация течи может быть выполнена в короткое время, что обеспечивает избежание катастрофического развития экологической ситуации.
-
Конструкция заглушки позволяет в кратчайшие сроки восстановить дееспособность скважины с соответствующими финансовыми положительными последствиями.
Замечание
Можно предположить, что руководители ремонта в Мексиканском заливе опасаются вносить какие-либо изменения в аварийный райзер (резки и т.д.), что бы в случае непредвиденного хода работ (в основном, по погодным условиям) не быть обвинённым в усугублении экологической ситуации.