Грузопассажирский паром "Композитор Рахманинов", следовавший по маршруту Центральный грузовой порт – порт Оля, сел на мель вечером 27 мая у астраханского Старого моста. На помощь судну был отправлен буксирный флот, в том числе буксир-толкач ОТ-2053, благодаря которому паром удалось отбуксировать на достаточную глубину. Мы пообщались с капитаном этого судна Юрием Липатовым и узнали, как проводилась операция и что послужило причиной произошедшего.
- Юрий Павлович, расскажите, как вы узнали о происшествии?
- О посадке на мель грузового парома "Композитор Рахманинов" в районе ж/д моста в Астрахани я узнал из сообщений коллег и друзей, когда совершал перелет из Казани в Астрахань для посадки на буксир ОТ-2053 и заступления на смену. И уже по прибытии на судно получил распоряжения о начале спасательной операции. Вот такой активный первый рабочий день получился (смеется).
- Каковы были причины ЧП?
- Первопричиной, с моей точки зрения, были ошибки в действиях судоводителей парома. По факту ЧП проводится расследование, по итогам которого и уточнят причины произошедшего. Наша задача была действовать по указаниям ответственных береговых служб, профессионально и оперативно провести операцию по спасению.
- Расскажите, как проходила операция?
- Как я уже сказал, это был мой первый рабочий день — нас сразу отправили "в бой". Для начала нужно было оценить потерю осадки судна, убедиться в отсутствии водотечности. После обсуждений с береговыми специалистами было решено, что сначала необходимо корпус парома "подмыть". И только после этого можно было начинать пытаться передвигать т/х с мели. Операция в общей сложности заняла около восьми часов. Сложность задачи заключалась в том, что паром находился непосредственно в пролетах железнодорожного моста, и поэтому у нас были значительные ограничения для маневрирования и снятия с мели.
- Расскажите немного об ОТ-2053, спасшем ситуацию.
- Это буксир-толкач, который был построен в Венгрии, в Будапеште, в 1972 году. И предназначен он для работы на речных водных путях. На сегодняшний день буксир находится в оперировании СК "Морвенна", активно задействован в работах по перевозкам негабаритных грузов.
- Почему был задействован именно этот буксир?
- На момент происшествия в акватории порта не было других свободных подходящих судов. При "выталкивании" ему помогали еще два буксира — "Гандуринский" и "Анатолий Деднев". Но основная работа выпала на наш
"ОТ-2053", так как он более мобильный и маневренный. Кроме того, значительный плюс этого буксира в его универсальности: он может и толкать, и буксировать.
- Расскажите немного о себе. Как давно в должности капитана буксира? Приходилось ли уже сталкиваться с подобными случаями?
- Я в должности капитана работаю с 1994 года, на буксирах — с 2003 года. В судоходной компании "Морвенна" работаю с момента ее основания в 2015 году. Ранее работал в компании на судах похожего типа – "ОТ-2400".
Что касается опыта в операциях съема судов с мели, он тоже достаточно велик – такие ситуации в судоходстве нередки. В подобных ЧП главное — быстро оценить ситуацию и оперативно принять действенные решения, при этом успевая согласовывать свои действия по спасательной операции. Например, в случае с т/х "Композитор Рахманинов" было очевидным решение с подмыванием грунта.
Опыт работы на буксирах тоже большой. Я принимал участие в крупных строительствах: возведение Корчагинского месторождения – работал на нем с самого основания, участвовал в работах при строительстве на Филановском месторождении и на месторождении "Кашаган" в Казахстане. Также имею опыт работы на буксирах при строительстве мостов, а именно при установке мостовых пролетов.
Материалы по теме:
Двойная нагрузка - о спасательных операциях в Баренцевом море