реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

К вопросу определения состава убытков, подлежащих возмещению при столкновении судов, на примере конкретного судебного дела

0 4688 2 мин
Возмещение убытков, причиненных вследствие столкновения судов, отражено в главе 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее – КТМ РФ). Однако, несмотря на закрепление обязанности за виновной стороной столкновения возместить убытки, причиненные пострадавшим судам, находящимся на них людям, а также грузам или иному имуществу, законодательство РФ не содержит специальных правил для определения размера убытков, подлежащих компенсации при таком столкновении.
В качестве примера определения состава убытков, подлежащих возмещению при столкновении судов, рассмотрим решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2016 по делу N А56-43594/2016.

Судом было установлено, что 05.10.2015 г. в 13:30 судно "Русса" вышло из п. Белый Ручей. В 13:35 судно «Русса» по УКВ-радиостанции получило разрешение начальника вахты шлюза N 6 следовать в шлюз и швартоваться носовым швартовым любого борта за рым N 5. В это время в камере шлюза N 6 стояло, ошвартованное правым бортом судно "ВФ Танкер-6". В 14:15 во время швартовки судна "Русса" произошло касание форштевнем судна "Русса" кормы стоявшего ошвартованным судна "ВФ Танкер-6".

Причиной столкновения стал ряд нарушений положений нормативных документов по безопасности судоходства со стороны капитана судна «Русса», что было доказано Вытегорским линейным отделом Северо-Западного управления Ространснадзора.

Судовладелец обязан предъявить для освидетельствования судно, получившее повреждения, в том числе, в результате столкновения судов, что предусмотрено в п. 5.11 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136 (ред. от 11.01.2009), где устанавливается, что "о повреждениях судна судовладелец незамедлительно уведомляет филиал, в границах деятельности которого произошло повреждение, и предъявляет судно для освидетельствования независимо от того, привело повреждение к транспортному происшествию или нет". При освидетельствовании судна были выявлены определенные повреждения, которые необходимо было устранить.

Таким образом, в результате столкновения истец понес расходы, связанные с устранением повреждений, полученных в результате соприкосновения судна "Русса" с судном "ВФ Танкер-6", а также расходы на освидетельствование до и после ремонта. Данные затраты подтверждаются счетами-фактурами и подлежат возмещению виновной стороной.

Следующая статья расходов – это убытки, понесенные в период простоя судна в течение 1 дня 3 часов, что составляет 1,13 сутки, а именно затраты дизельного топлива и мазута. Определение убытков по данной статье также не представляет сложностей.

Другим вопросом являются убытки, полученные вследствие упущенной выгоды.

Общая сумма упущенной выгоды рассчитывается по формуле: сумма упущенной выгоды за простой судна "ВФ Танкер-6" 05.10.2015 г. (период освидетельствования) + сумма упущенной выгоды за простой судна "ВФ Танкер-6" во время ремонта.

Таким образом, сумма упущенной выгоды Истца составляет 35 180 рублей 24 копейки + 709 886 рублей 90 копеек = 745 067 рублей 14 копеек. Расчет упущенной выгоды основан на Лиссабонских правилах относительно компенсации от столкновения судов, принятых Международным морским комитетом 11.04.1987 года.

Согласно п. "а" ч. 3 Правила II "в случае если простой произошел в процессе исполнения договора морского чартера и указанный простой не повлек за собой отмену чартера, компенсация рассчитывается с помощью среднего чистого дохода от двух рейсов до простоя и двух рейсов после него.

В случае если ссылка на два предыдущих и два последующих рейса невозможна, чистый доход от других соответствующих рейсов или в случае их отсутствия рейса, во время которого произошло столкновение, формирует основу для компенсации.

В случае если в результате простоя чартер будет отменен и фрахт остается неотработанным, компенсация включает в себя чистый убыток за фрахт.

Таким образом, всего в результате соприкосновения судов "ВФ Танкер-6" и "Русса" Истец понес расходы в сумме 854.660 руб. 94 коп. убытков.

Суд удовлетворил иск в полном объеме, что подтверждает действие Лиссабонских правилах относительно компенсации от столкновения судов от 11.04.1987 года в практике Российских судов.

Источник: пресс-служба Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин"
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости