реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Изменения в ФЗ "О банкротстве" (с упором на морской сектор)

0 1170 6 мин
Обзор изменений законодательства о несостоятельности по федеральному закону от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В ноябре 2014 года морской сектор столкнулся с банкротством целого ряда компаний группы "O.W.Bunker", последствия которого будут ощущаться еще долгие годы. Множество кредиторов с небольшим размером требований осознали, что участие в процедуре не будет для них полезным из-за нулевой вероятности удовлетворения их требований. Проблемы банкротства всегда были актуальны для индустрии морского и речного транспорта, которая вынуждена сталкиваться с ним как в России,  так и за границей.

29 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Данный нормативный правовой акт вносит существенные изменения  в действующее законодательство о банкротстве, которое может коснуться любых отраслей индустрии, включая и сектор морского и речного транспорта.

С одной стороны, внесенные изменения направлены на либерализацию процедур банкротства и предоставление большего спектра полномочий участникам процедуры. С другой стороны, существенная часть новелл предусматривает ограничение прав должника, в том числе, для целей борьбы с превращением банкротства в инструмент ухода от погашения долгов недобросовестными лицами.

Первостепенным изменением является увеличение минимальной суммы неисполненной задолженности должника для инициации против него процедуры банкротства, со 100 000 рублей до 300 000 рублей (часть 2 статьи 33 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). В судостроительной отрасли такое изменение вряд ли может вызвать какие-либо неудобства у потенциальных кредиторов, так как суммы задолженности в секторе, как правило, существенно превышают указанную сумму. Между тем, нововведение ограничит права мелких поставщиков, в первую очередь, агентов и бункеровщиков, которые часто не получают оплату за разовые услуги, исчисляемые суммами менее 300 000 рублей.

Так же порог размера задолженности увеличен и для стратегических предприятий и организаций, с 500 000 рублей до 1 миллиона рублей. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ входят, в том числе, Калининградский морской рыбный порт, Морсвязьспутник, Национальные рыбные ресурсы, Росморпорт, Объединенная судостроительная корпорация, и другие. Таким образом, инициация процедуры банкротства в отношении государственных предприятий и обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение, усложняется. Принимая во внимание важность указанных предприятий в отрасли судостроения и судоходства, данное изменение является существенным.

Закон представляет существенную либерализацию права начала процедуры банкротства без обращения в арбитражный суд за подтверждением требования к должнику, однако, только для налоговых, таможенных органов и кредитных организаций. Рядовые кредиторы данную льготу не получают. Между тем, кредиторы выиграют от данной новеллы, так как первичная организация, расходы и временные затраты для начала процедуры банкротства часто будут ложиться на органы исполнительной власти. Так же будут сокращены сроки начала процедуры: кредитор не вынужден будет тратить от трех до 6 месяцев на признание арбитражным судов права требования задолженности с потенциального должника. В судоходной отрасли требования более 300 000 рублей к должникам – не редкость, особенно со стороны таможенных органов, занимающихся сбором платежей за ввоз товаров и транспортных средств, морских судов.

В случае, если сам должник намерен начать процедуру банкротства, его дополнительной обязанностью является не менее чем за 30 дней  уведомлять кредиторов о намерении должника подать заявление о банкротстве, в том числе путем включения заявления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Данная обязанность, впрочем, является "зеркальной" - кредиторы, являющиеся кредитными организациями, так же должны будут предоставить должнику указанное уведомление, и это может быть затруднительным для кредиторов – иностранных лиц, не знакомых с существованием и функционированием указанного реестра.  Между тем, уведомление является благом в рамках банкротства участников морской отрасли, где главным предметом интереса являются морские суда. Кредиторы по морским требованиям, заблаговременно извещенные о намерении банка начать процедуру банкротства, получат более 2 недель на произведение арестов морских судов должника, чтобы обеспечить очередность удовлетворения своих требований за счет данного имущества, если оно не является залоговым.

Существенная часть изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" направлена на устранение любого нежелательного контроля должника над процедурой банкротства. Тенденция похвальна, так как в практике имеется множество примеров затягивания процедуры, и, в результате, существенного и бесконтрольного увеличения текущих расходов на нее, которые, как известно, покрываются за счет кредиторов. В отличие от кредиторов, должник более не имеет право самостоятельно избрать себе арбитражного управляющего. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Принимая во внимание, что часто банкротство является преднамеренным, новелла более чем полезна.

В целях установления большего контроля на должников, расширяются и полномочия арбитражного управляющего. Для эффективного формирования конкурсной массы, управляющий теперь наделен правом запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. Таким образом, арбитражный управляющий получает доступ к сведениям, обычно не подлежащим разглашению, тем самым избавляясь от необходимости перегружать суд запросами о раскрытии данной информации. Одновременно с этим должно улучшиться и качество формирования конкурсной массы, с учетом возможностей управляющего проводить расследования взаимозависимости должника и его сделок с третьими лицами. В морском секторе это имеет особую важность, так как флот, грузы и обязательства легко меняют собственника, в том числе, по заниженным ценам, в целях ухода неплатежеспособных должников от ответственности за счет своего имущества.

Текущие расходы, как уже указывалось ранее, являются стандартным камнем преткновения в делах о банкротстве. По новому закону, за счет должника будут компенсироваться не только расходы, связанные с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, но и расходы в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав. Принимая во внимание, что право собственности на суда и некоторые грузы часто подлежит государственной регистрации, должник и управляющий правомерно смогут привлекать профессионалов для проведения регистрационных действий, в том числе, в администрациях морских портов.  

Значительно расширены и права кредиторов, чьи требования обеспечены залогом. Это особенно актуально в индустрии морского и речного транспорта, так как флот часто находится в залоге у банков, лизинговых компаний или иных лиц. Теперь у таких кредиторов имеется право самим устанавливать продажную цену имущества, и по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества посредством публичного предложения, при отсутствии заявок на участие в торгах по цене, установленной для этого этапа снижения цены имущества. Таким образом, выигрывают потенциально судовладельческие компании, готовые расширить собственный флот скупкой судов должника, если никто иной в такой покупке не заинтересован. Так бывает достаточно часто, с учетом, что основную массу кредиторов должника в морском секторе составляют компании, не намеренные становиться судовладельцами.

Наконец, с принятием Закона будет полностью регламентирован порядок реализации имущества на электронных торгах. Неопределенность с порядком действий в этой отрасли стала причиной множества споров в делах о банкротстве до сегодняшнего дня (См. например дело А56-70903/2010). На электронных торгах часто реализуются грузы, контейнеры и иное движимое имущества должника, в связи с чем участники морского сектора получат более четкое представление о том, как принять участие в процедуре, об особенностях ее организации, правах и обязанностях сторон.

Основываясь на всем вышеизложенном, большинство нововведений из вступившего в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" напрямую коснутся процедур банкротства в индустрии морского и речного транспорта. Новые нормы накладывают существенные ограничения на должников, у которых в морском секторе и так достаточно методов ухода от ответственности и, полагаем, послужат для более эффективного разрешения процедур банкротства в будущем.


Материал предоставлен пресс-службой Адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости