Интервью с генеральным директором Корейского Агентства по Содействию Торговле и Инвестициям Торгового отдела Генерального Консульства Республики Корея в Санкт-Петербурге господином Ли, Сок-хо
Изменившиеся геополитические условия диктуют свои правила. Самая большая отраслевая выставка "Нева" в этом году пройдёт на фоне "поворота на Восток", где нас встречает прежде всего Республика Корея.
Об объединённом корейском павильоне на выставке "Нева 2013" остались хорошие воспоминания, экспозиция вызвала большой интерес российских судостроителей. Планами на "Неву" этого года и секретом корейского экономического чуда с "Корабелом" поделился директор КОТРА (Торгового отдела Генерального Консульства Республики Корея в Санкт-Петербурге) господином Ли, Сок-хо.
В экспозиции на выставке "Нева" два года назад выставлялись восемь корейских компаний. Какой эффект они получили от участия в 2013 году, чего ждёте в этом?
Офис КОТРА открылся в Петербурге только в 2011 году, и в 2013 мы впервые приняли участие в "Неве". Согласно отчёту о выставке, все компании были удовлетворены встречами с потенциальными покупателями и партнерами из России. В 2015 году некоторые из них приедут во второй раз, всего их будет десять.
Несколько компаний, которые посетят Петербург в сентябре, уже имеют опыт работы с российской стороной. Корейские компании-участники выставки – это в основном представители малого и среднего бизнеса. В августе мы начнем подготовку к мероприятию, будем организовывать встречи российских судостроителей с заинтересованными представителями предприятий, которые приезжают на выставку.
Экономические ограничения создали ряд возможностей для сотрудничества между Россией и Республикой Кореей. Как вы знаете, Корея не стала присоединяться к экономическим санкциям. Говорят, что Россия решила развернуться на Восток и стала искать больше потенциальных партнёров в Корее, Китае, странах Юго-Восточной Азии.
Какой ассортимент товаров будет представлен на стенде Южной Кореи в этом году? Что могут предложить корейские судостроители российским коллегам?
Среди участников корейского павильона ожидаются производители следующих товаров:
Водонагреватели для судов
Различные виды кабелей: морские кабели, оптоволоконные, кабели для атомных станций, кабели для альтернативной энергетики - ветрогенератоов (оптовые поставки из Кореи);
Радиаторы отопления для судов;
Шторы, кожа ПВХ, стулья, кресла, диваны, матрасы, сидения, диваны для судов (яхт и катеров);
Топливные насосы для судов;
LED освещение для судов;
Датчики окиси углерода, сероводорода, кислорода; газовое оборудование, такое как газовый портативный детектор, применяемый в промышленных целях;
Гидравлические барабаны для кабелей, тросов, шлангов различного назначения;
Запорная арматура, клапаны;
Навигационные системы;
Какую часть экпорта Южной Кореи занимает Россия? Как вы расцениваете положение дел в сотрудничестве?
В прошлом году экспорт Кореи в Россию в стоимостном выражении составил примерно $10 млрд. B основном, это высокотехнологичная продукция автомобиле- и судостроения. Россия экспортировала в Корею товаров на сумму равную приблизительно $15 млрд. В общем объёме корейского экспорта Россия со скромными 1,7 % занимает 12 место.
Согласно статистике, основными партнёрами Южной Кореи на рынке оффшорного судостроения являются страны Ближнего Востока. Но Россия наравне с Грецией, Норвегией также входит в первую десятку стран, куда поставляется оборудование для добычи природных ресурсов. По последним данным, на верфи Hyundai Heavy Industries к 2017 году будет построено плавучее хранилище сжиженного природного газа (СПГ), оснащенное судовой регазификационной установкой типа FSRU (Floating Storage Regasification Unit) для компании "Газпром". Судно, представляющее из себя газовоз с функцией выдачи газа на берег после регазификации, будет работать в Калининграде.
Начиная с апреля прошлого года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, объём экспорта в Россию уменьшился на 60%. То же самое произошло с экспортом из России в Корею — он снизился на 30 %.
Основная причина — обесценивание рубля. Мы надеемся, что курс стабилизируется и не будет испытывать резких изменений.
Валовой национальный продукт Республики Корея на душу населения вырос с $100 в 1963 году до более чем $31 000 в 2011. В чём секрет корейского экономического чуда?
В начале 60-х годов Южная Корея была одной из самых бедных стран мира, ВВП на душу населения составлял не более $100. В 1962 году к власти пришёл президент Пак Чжон Хи, является отцом нынешнего президента Республики Корея, госпожи Пак Кын Хе.
Корейцы считают, что они многим обязаны президенту Паку и думают, что нации очень повезло, что он пришёл к власти в переломный для страны момент. У нового президента было не только собственное видение того, как страна должна развиваться, но и способность воплотить свои идеи в реальность. Кроме того, президенту Паку удалось искоренить коррупцию, что способствовало более быстрому и эффективному экономическому росту страны.
В отличие от СССР, Республика Корея не богата природными ресурсами и не могла позволить себе опираться на экспорт сырья. Ориентиром для развития экономики стало развитие промышленного экспорта.
Президент Пак старался изменить менталитет корейской стороны – привнести так называемый дух оптимизма "сan do spirit", т.е. привить гражданам ощущение возможности решить непосильную на первый взгляд задачу. План развития предполагал движение вперед через пятилетки, однако Республике Корее удалось даже обогнать результат, который был поставлен изначально.
Необходимо помнить, что Южная Корея соседствует с северным братом, выбравшим путь коммунизма. Назрела необходимость развития тяжёлой промышленности для собственной обороны. И если в начале 1960-х Южная Корея была заинтересована в развитии лёгкой промышленности, то в 70-х страна начала развивать металлургию и крупное машиностроение по той причине, что достижения тяжёлой промышленности могут быть с лёгкостью использованы для военных целей. Такие компании как POSCO, Hyundai Heavy Industries, Samsung и другие, работающие в сфере высоких технологий, были основаны как раз в это время.
Президентство Пака длилось 18 лет, и за этот период лидеру удалось заложить основы для развития всех промышленных секторов Кореи, плодами чего народ Южной Кореи пользуется и по сей день. Полное искоренение коррупции, а также появление активных предпринимателей – эффективных лидеров, которые заложили основу для крупнейших на сегодняшний день предприятий – Samsung, Hyundai и др. — эти причины послужили возникновению корейского экономического чуда.
Важно отметить, что президент Пак уделял большое внимание также и духовному развитию нации — после корейской войны население Кореи чувствовало себя подавлено, и лидер страны считал своим долгом возродить патриотизм народа.
Чему pоссийским судостроителям можно научиться у корейских коллег?
Индустрия судостроения требует больших инвестиций и повсеместной поддержки Правительства, что предполагает наличия у него чёткого плана действий. Власти необходимо найти возможность заинтересовать частный бизнес в развитии судостроительной промышленности.
Ситуация на судостроительном рынке сейчас не самая благоприятная для развития бизнеса новых компаний: помимо того, что цены на нефть упали, рынок очень насыщен, существует множество конкурентов из Китая и других стран. Производителям важно определить оптимальную нишу для представления своей продукции, так, чтобы она заинтересовала конечного потребителя.
Также важно понимать, что для судостроения очень важны квалифицированные кадры. Именно здесь применение автоматизации не так популярно, как, например, в автомобилестроении.
Корейцы всегда уделяли огромное значение образованию своих детей. И в индустрии судостроения с целью создания квалифицированных кадров, судостроительные гиганты основали собственные университеты и забирают лучших выпускников напрямую на свои производства. Однако сейчас, из-за сложной ситуации на рынке рекрутирование прекратилось, крупные судостроительные компании принимают значительно меньшее количество людей.
Повышение производительности труда, правительственная поддержка бизнес-инициатив в этой области, производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости – все эти необходимые условия помогут судостроителям стать более конкурентоспособными на мировой арене.