Одной из главных задач, поставленных «Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020г.» является задача развития гражданского судостроения. Рынок проектных услуг определяется утвержденными ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015гг.», ведомственными программами строительства морской техники по освоению углеводородных ресурсов континентального шельфа, строительства морских и речных транспортных судов, Концепцией ФЦП «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы» и др. и составляет ок. 40,0 млрд.руб. Задача обеспечения потребностей рынка в этих услугах напрямую отмечена в целях создания ОАО «ОСК» в Уставе организации. Для реализации стоящих задач одним из первоочередных шагов для ОАО «ОСК» может стать создание Проектного Центра (ПЦ) гражданской направленности.
Опыт разработки и реализации проектов по созданию Инженерных Центров ведомственного или корпоративного уровня в стране имеется. Одной из наиболее эффективных компаний, специалисты которой являлись участниками создания шести корпоративных инжиниринговых центров, является Группа Компаний «Bee Pitron», Санкт Петербург, которая может быть привлечена к решению задачи.
Схема разработки и реализации проекта по созданию ПЦ предполагает решение стандартных для любой отрасли подготовительных задач, таких как оценка существующего положения судостроительной отрасли и существующего гражданского флота, прогноз развития рынка, цели создания и развития Проектного Центра с концепцией принципов организации, управления и функционирования, планом мероприятий по реализации проекта и др. Часть этих задач уже проработана и озвучена на сегодняшнем совещании.
Концепция проекта должна ответить на четыре основных вопроса: -где мы сейчас?, -что в будущем?, - где мы хотим быть?, -как достигнуть целей? и предполагает выполнение четырех шагов для решения стоящих задач. Для ответов на эти вопросы уже проделана определенная работа – проведены совещания с проектными организациями ОАО «ОСК» и основными гражданскими ПКБ отрасли, не входящими в ОАО «ОСК», с целью оценки ресурса, опыта работы по гражданской тематике, фактической и перспективной загрузки и участия в реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016гг.».
В соответствии с указом Президента РФ №394 от 21.03.07г. в состав ОАО «ОСК» входят девять основных Центральных конструкторских бюро: «Рубин», «Малахит», «Алмаз», «Северное ПКБ» «Зеленодольское ПКБ», «Онега», «Невское ПКБ» (60%), «Айсберг» (24,5%), «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева» (14,99%). Общая численность персонала кораблестроительных и судостроительных ПКБ - 6052 чел., конструкторского состава – 4399 чел.
Основной объем работ – государственный оборонный заказ.
Требования рынка к судостроительной отрасли РФ на ближайшее будущее также достаточно ясны:
• Создание конкурентоспособных судов.
• Выпуск конкурентоспособной продукции в необходимых количествах.
• Обеспечение послепродажного обслуживания российских судов на уровне мировых стандартов.
Будущий ПЦ должен разрабатывать информацию для заводов строителей, обеспечивающую максимальную эффективность при постройке судна, выполнять все основные задачи в области разработки проектов судов, включая планирование и базовые вопросы производственного инжиниринга (стратегия постройки, ПТПП и др.) и стать моделью, по которой будут развиваться и ПКБ, входящие в ОАО «ОСК» и проектные центры верфей.
Основные преимущества создания ПЦ:
• Возможность сфокусироваться на главных направлениях.
• Возможность аккумуляции средств и ресурсов для создания инновационной продукции.
• Организация тесной кооперации.
• Улучшение операционной эффективности.
На основании опыта создания корпоративных инженерных центров можно смело говорить об унификации компонентов при создании проектов в ПЦ на 60-70%, сокращении времени на разработку до 30%, возможности более раннего вовлечения поставщиков – до 10 месяцев, повышении операционной эффективности на 100%.
Со стратегической точки зрения и исходя из опыта – через год после принятия решения о создании ПЦ может быть начата практическая работа, обеспечивающая разработку информации для создания судов на самом современном уровне.
При этом реализуются все этапы создания судна, этапы проектирования от разработки ТЗ и технического предложения, эскизного, технического и рабочего проектов, предусмотренных существующей нормативной документацией, классификационными и международными нормами и правилами. В обеспечение эффективности разрабатываемой проектной документации на этапе создания технических проектов судов должна разрабатываться 3D модель судна с основными техническими решениями, принимаемыми совместно с заводом-строителем, что в свою очередь предполагает выбор завода-строителя после разработки и утверждения эскизного проекта.
За счет повышения операционной эффективности, как уже упоминалось, сроки разработки проектов могут быть сокращены до 30%.
Учитывая организационную, кадровую и технико-технологическую трудности создания ПЦ, а также то, что крупные проектные организации в стране не создавались уже многие десятилетия, наиболее приемлемым является организация ПЦ на базе существующей в ОАО «ОСК» проектной организации – ФГУП «Северное ПКБ». Это предприятие имеет наибольший опыт работы и выполнения требований различных классификационных обществ по гражданской тематике. Первым шагом создания ПЦ будет организация направления гражданского проектирования или филиала (обособленного подразделения) «Северного ПКБ». Начало создания направления или филиала должно быть связано с получением конкретного заказа.
Последующими шагами, после организации направления гражданского проектирования / филиала в ФГУП «Северное ПКБ» будут следующие мероприятия:
- подготовка учредительных документов от ОАО «ОСК» и ФГУП «Северное ПКБ» по организации самостоятельного ПКБ на базе направления / филиала в ФГУП «Северное ПКБ». Такое предприятие может быть создано после одобрения предлагаемой концепции и получения разрешения от Совета Директоров ОАО «ОСК» (для ОАО «ОСК») и Совета Директоров ФГУП «Северное ПКБ» после его акционирования (для ОАО «Северное ПКБ»);
- создание ПЦ гражданской направленности на базе организованного ПКБ, акции и активы которого будут долей уставного капитала ОАО «ОСК»;
- формирование на базе соглашения о намерениях доли уставного капитала в ПЦ от ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ФГУП «ЦНИИ ТС») на основе активов его подразделения – КБ «Восток» и здания по адресу ул. Промышленная, д.17 лит. «1а»;
- подготовка документов Минпромторговли и ФАУГИ в части формирования государственного пакета акций ЦКБ «Балтсудопроект» - подразделения ЦНИИ им. ак. А.Н.Крылова в составе ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и последующей передачи их активов в качестве доли в уставной капитал ПЦ;
- проведение переговоров с руководством ОАО «Объединенная промышленная корпорация» (ОАО «ОПК») в части привлечения к учреждению ПЦ и внесением в качестве доли уставного капитала здания (бывшей школы ПТУ ОАО «СЗ Северная верфь»), примыкающего к зданию ФГУП «Северное ПКБ» по адресу Корабельная, д.6 и, возможно, акций ОАО «ЦКБ «Айсберг» (24,5% акций которого принадлежат ОАО «ОСК»);
- проведение переговоров с руководством ОАО «Финансовая лизинговая компания- Вест» (ОАО «FLC-West»), проявляющей интерес к созданию проектных мощностей в С-Петербурге, в части привлечения к учреждению ПЦ и внесением в уставной капитал денежных средств в согласованном объеме;
- проведение переговоров с руководством ГК «Внешэкономбанк», представители которого проявили интерес по участию в учреждении ПЦ по результатам предварительных встреч, с предложением о внесении в качестве доли в уставной капитал денежных средств в согласованном объеме.
Указанные выше шаги по формированию ПЦ предлагается осуществлять на основании соглашения о намерениях, проект которого подготовлен. Подготовлены также проекты обращений упомянутым организациям для участия в реализации проекта.
Наиболее реальным по срокам создания проектного бюро может быть размещение конструкторского состава гражданского направления в ФГУП «Северное ПКБ» на имеемых площадях конструкторского бюро (около 40 рабочих мест). При этом, для развития новой организации (ПЦ) уже в этом году потребует решения вопрос предоставления здания (бывшей школы ПТУ ОАО «СЗ «Северная верфь»), примыкающего к зданию ФГУП «Северное ПКБ», по адресу Корабельная, д. 6 от ЗАО «ОПК». Этот вопрос может быть решен, например, на основе соглашения и последующего договора долговременной аренды с обязательствами ремонта здания.
С учетом предварительного согласия руководства ФГУП «ЦНИИ ТС», одним из вариантов размещения и/или второй площадкой создаваемой структуры может быть использование площадей одного из двух зданий бывшего КБ «Восток» по адресу Промышленная, д. 17 лит. «1а», находящегося в настоящее время в хозяйственном ведении ЦНИИ ТС.
С точки зрения стратегии развития, для консолидации ресурсов на внутреннем рынке проектных услуг, в связи с наличием большого количества мелких частных проектных бюро гражданского проектирования, предлагается организация ассоциации гражданских проектировщиков, которая ассоциативно объединит проектные ресурсы гражданского направления проектных организаций, входящих в ОАО «ОСК», а также частных бюро, в том числе, входящих в различные холдинги и корпорации. Ассоциативное объединение проектантов гражданского направления позволит оптимизировать затраты при создании проектов, использовать ресурс участников на «узких» направлениях.
Для использования проектных решений, наработанных на рынке проектных услуг за рубежом, и с учетом необходимости создания судов и средств морской техники, ранее не создававшихся в РФ, предлагается создание совместного предприятия между Проектным Центром ОАО «ОСК» и иностранной инжиниринговой компанией или корпорацией, в состав которой входит проектное бюро, референс-лист проектов которой максимально интересен для развития сотрудничества.
Рационально создание двух совместных предприятий, одно из которых будет использовать ресурс по тематике судов специального назначения (газовозы, буровые суда, FPSO и др.), другое – по направлению инжиниринга, связанного с разработкой нефтегазовых месторождений и созданию морских технических средств для освоения шельфа. По последнему направлению, в свою очередь, для целей перспективного развития целесообразна организация филиалов для решения вопросов создания, технического сопровождения и модернизации в процессе эксплуатации морских технических средств по регионам: Дальневосточный регион (с перспективой работы на Индокитай, Юго-Восточная Азия и др.) и Северо-Западный и Южный регионы (с перспективой работы, кроме Арктики, на Северный Каспий, Балтику, Черноморский бассейн и др.). Основным принципом при организации таких совместных предприятий должно стать создание фирмы со стратегическим партнером, который представит современный менеджмент, технологии проектирования, инновационные наработки и инвестиции для развития, а российский участник предоставит здания, рабочие места, производственный персонал. Для иностранных инвесторов необходимо подчеркнуть, что наличие совместно подготовленной базы гарантирует получение заказов от российского заказчика, т.е. необходимо оформление соглашений о сотрудничестве ОАО «ОСК» с различными заказывающими организациями и ведомствами: ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКойл», Минтрансом, ОАО «Совкомфлот», ГК РФ по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и др.
Потенциальными партнерами при создании совместного предприятии по направлению судов специального назначения могут быть такие компании как Wartsila, Rolls-Royce, Delta Marin, Aker Solution, Moss Maritime и др. Основной интерес в совместном предприятии таких компаний как Wartsila, Rolls-Royce, Aker Solution, имеющих, кроме проектных подразделений, производство судового оборудования, может заключаться в участии их в поставках оборудования на суда, для создания проектов которых в РФ используется ресурс иностранного проектировщика через совместное предприятие. Для таких концернов при выборе иностранного партнера должно быть наложено дополнительное обременение в части создания в РФ лицензионных производств поставляемого на российский рынок оборудования. В долгосрочной перспективе такие требования должны быть базовыми для взаимоотношений со всеми поставщиками основного импортного оборудования. Для только проектных или инжиниринговых компаний, интерес может заключаться в продаже лицензионных проектов, с последующей доработкой через совместное предприятие в РФ или прямое участие в разработке проектов с регулированием вопросов интеллектуальной собственности, требующих дополнительных проработок или определяемых уставными документами совместных предприятий.
Участниками по направлению создания средств морской техники для освоения шельфа могут быть такие компании как Technip, Doоris, Франции; Herema, Голландия; Amec, Brawn Root, Англия; McDermot, Fluor Enterprises Inc, Woorley Parsons, США; Aker Solution, Норвегия и др. Приоритетной может быть компания, владеющая вопросами инженерных решений для всей технологической цепочки создания средств морской техники для шельфа, а именно: исследовательская, подводная и надводная морская часть, производственные комплексы, экспортные подводные трубопроводы, подача сред на сооружение, приемные, перерабатывающие и терминальные устройства берега. При этом желательно, чтобы такая компания имела собственное производство и опыт создания средств морской техники для климатических условий, сходных с наиболее тяжелыми условиями работы, например, в российской Арктике. К таким компаниям могут быть отнесены Aker Solution, Норвегия, Amec и Brawn Root, Англия. Причем, иностранный участник совместного предприятия по созданию средств морской техники для освоения шельфа должен обеспечить для совместного предприятия и определенную часть рынка за рубежом. Интерес таких компаний в совместном предприятии может заключаться как в продаже лицензий на создание средств морской техники в РФ с последующей доработкой лицензионной проектной документации в совместном предприятии, так и в прямом участии в реализации проектов по созданию морской техники или ее отдельных элементов.
Учитывая упоминавшуюся организационную, кадровую и технико-технологическую трудности создания ПЦ, а тем более, совместного предприятия, предлагается использовать как базовое уже имеющееся в составе ОАО «ОСК» совместное предприятие ООО «Звездочка Инжиниринг», 50% долей которого принадлежат компании Aker Solution и по 25% ОАО «ПО «Севмаш» и ФГУП «ЦС «Звездочка» с организацией соответствующих филиалов. Упомянутые выше возможные интересы зарубежного партнера СП, т.е, по сути, предложения ОАО «ОСК» должны быть сформулированы и доведены до руководства компании Aker Solution для получения их комментариев и предложений по сотрудничеству. В развитие такого сотрудничества зарубежному партнеру может быть предложена организация совместного предприятия по созданию средств морской техники на мощностях ОАО «СЦСС», в частности, на подходящих для этого площадях ФГУП «35 СРЗ», входящего во ФГУП «ЦС «Звездочка».
Совместное предприятие имеет значительно большие шансы быть привлеченным к реализации различных проектов и обеспечит привлечение ресурса филиалов, наиболее подготовленных проектных организаций ОАО «ОСК» (ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» и др.), создаваемого ПЦ упомянутой «Ассоциации гражданского проектирования» и предприятий судостроительных центров ОАО «ОСК». На начальных этапах работы совместного предприятия распределение работ может быть следующим: концептуальные, лицензионные, классификационные, детальные проекты – иностранные партнеры совместно с российскими специалистами; рабочая конструкторская документация – российские специалисты. Для участия в совместных предприятиях и филиалах от ОАО «ОСК» будут привлечены ресурсы создаваемого ПЦ, наиболее подготовленные специалисты проектных организаций отрасли.
Финансовым обеспечением реализации проекта может быть разработанная и утвержденная для целей развития отечественного научно-технического и проектного потенциала и создания условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016гг.». Только на техническое перевооружение проектно-конструкторских бюро ОАО «ОСК» ФЦП предусмотрено бюджетное финансирование более 0,5 млрд. руб. По направлению организации функционирования в отрасли систем обеспечения качества и сертификации производства, научной и конструкторской базы выделяется 1,2 млрд. руб., по разделам ФЦП «Технологии создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе» и «Концептуальные проекты морской техники» предусмотрено бюджетное финансирование около 20,0 млрд.руб. Это вполне достаточные средства, которые, в определенном объеме, могут быть привлечены для решения поставленной задачи.
Реализации предлагаемых мероприятий и развитие российской проектно-конструкторской базы гражданской направленности позволит без потери функций обеспечения государственного оборонного заказа решить поставленные перед отраслью задачи развития отечественного гражданского судостроения, обеспечит контроль создания средств морской техники для разведки и добычи углеводородных ресурсов на российском шельфе и выход на международный рынок. Доверие, которого мы добиваемся во взаимоотношениях между проектантами, судоверфями и заказчиками судов и средств морской техники, реализуя поставленные задачи на высоком профессиональном уровне, обеспечит долговременные взаимоотношения между российскими судостроителями и заказчиками. А это, с учетом субподрядчиков – сотни тысяч рабочих мест и много миллиардные налоговые поступления в бюджет от реализации проектов на производственных мощностях страны.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|