реклама

Без поддержки отраслевой науки Россия не сможет преодолеть технологическое отставание и совершить качественный скачок в судостроении

0 321 2 мин
Россия не сможет преодолеть технологическое отставание и совершить качественный скачок в судостроении без должной поддержки со стороны отраслевой науки. Роль координатора здесь готов взять на себя Крыловский государственный научный центр.
Фото: "Крыловский государственный научный центр", ФГУП

О том, как преодолеть технологическое отставание, какие шаги для этого предпринимаются и какова здесь может быть роль КГНЦ, рассказал Олег Савченко накануне открытия Десятого Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге. 

Развитие судостроения и выход его на уровень лучших мировых практик невозможно без разработки и внедрения передовых технологий, создания оборудования и техники. Вместе с тем, по мнению Олега Савченко, генерального директора главной инжиниринговой цитадели российского судостроения — Крыловского государственного научного центра (КГНЦ), созданный в советские времена научный задел в судостроении практически исчерпан.
"Перед вами сейчас была встреча с партнерами из Южной Кореи. Мы рассмотрели возможность сотрудничества по одному из перспективных направлений деятельности Крыловского центра, связанному с водородной энергетикой. Институт обладает компетенциями в области технологий создания энергетических установок для транспорта на основе электрохимических генераторов на водородных топливных элементах. Корея имеет опыт создания и практической реализации этих технологий. Сегодня мы рассматриваем размещение на российской стороне производства электрохимических генераторов. У Крыловского центра в Ломоносове есть стендовый производственный комплекс, связанный с технологиями водородной электроэнергетики, который после достройки мог бы подойти для этих целей".
— И что это будет — сборка из их комплектующих?
"Комплектующие — это ключевой вопрос. Поставки комплектующих из Кореи сильно подняли бы стоимость производства здесь энергоустановок на топливных элементах, что сделает их неконкурентоспособными. Соответственно, необходимо искать альтернативные решения на российской стороне".

— Вы готовы поделиться с корейцами своими технологиями?
"Нет, об этом речи не идет. Основная задача — адаптировать корейские технологии к условиям отечественного рынка. В текущих условиях это довольно сложная научно-техническая задача. Кроме того, необходимо уникальное технологическое оборудование. Например, производство охладителя для топливных элементов. Охладитель состоит из металлических пластин, через которые циркулирует вода, отводящая тепло. Поскольку таких пластин надо много, при такой технологии охладитель получается огромного веса и объема, то есть становится неконкурентоспособным. Поэтому необходим анализ рынка на предмет оценки существующих технологических возможностей. Надо оценить целесообразность выбора той или иной технологии исходя из затрат времени и денег. Крыловский научный центр обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями, чтобы провести подобный технико-экономический анализ".

— Я правильно понял, что корейцы показали вам свой генератор на топливных элементах и сказали: нам нужно такой сделать здесь, в России. И вы начинаете искать материалы и технологии, компании, которые смогут сделать комплектующие для него?
"Да, Крыловский центр имеет возможность произвести подобный генератор, а главное — провести все необходимые комплексные испытания".

— То есть корейцы его делают у себя из своих материалов, со своими подрядчиками, а вы его сделаете здесь из наших материалов с нашими подрядчиками?
— Необязательно все из отечественных материалов, но из материалов, доступных для российского рынка. Здесь можно привести интересный пример. Есть известный проект арктических атомных ледоколов 22220, которые спроектировало ЦКБ "Айсберг". Перерыв в строительстве таких судов был огромный. Есть часть ледоколов, которые мы считаем своими, а на самом деле они строились в Финляндии. А тут ставилась задача построить этот ледокол полностью в России.

Олег Савченко рассказал и о необходимости создания ифрастуктуры управления предприятиями судостроительной отрсали, и о том, что верфи должны обладать информационной совместимостью всех технологических процессов. Также был затронут вопрос водородного топлива.
В настоящее время водородная тематика во всем мире, в том числе в России, приобрела высокую актуальность. Разработан и утвержден ряд стратегических документов в этой области.

 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости