С 9 по 11 октября 2017 года в Лиссабоне (Португалия) прошел 17-й Международный Конгресс Международной Морской Ассоциации Средиземноморья (IMAM).
Конгресс был торжественно открыт выступлением профессора Лиссабонского технического университета / президента Международного конгресса по конструкции судов и морских сооружений ISSC 2017 Карлоса Гведеша Соареш.
В работе IMAM приняли участие более 300 ученых из стран-участниц организации - Турции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Хорватии, Румынии, Болгарии, России, Украины, Франции, Египта, Албании, Израиля, а также Великобритании, Японии, Южной Кореи, Бразилии, США, Германии и Нидерландов.
Всего было представлено 157 докладов.
Специалисты Морского Инженерного Бюро выступили с двумя докладами:
1.Обоснование основных параметров круизных пассажирских судов смешанного река-море плавания для российских рек, Каспийского, Черного и Средиземного морей (авторы Г.В.Егоров, И.А. Ильницкий, Я.В. Калугин).
Обоснован выбор и представлена концепция круизного пассажирского судна река-море плавания, в том числе для Каспия и Черного моря, с учетом требований основного эксплуатанта. Выполнен обзор направлений пассажирских перевозок река-море плавания. Определен наиболее оптимальный вариант пропульсивного комплекса. С учетом современного понятия комфортабельности предложена компоновка судна, соответствующая мировым отельным стандартам.
Для решения задачи обновления было предложено связать морские и речные маршруты современным круизным судном река-море плавания проекта PV300VD.
Это дизель-электроход, где три четверти кают имеют индивидуальные балконы, площадь кают - 19-21 м2, что соответствует всем стандартам современной круизной и гостиничной индустрии. Имеются все виды необходимого отдыха (рестораны, спа-центры, тренажеры, бары и т.д.), в разработке судна принимали участие все ведущие круизные компании, поэтому оно полностью отвечает их потребностям.
Концепт PV300VD - безопасное, экологически "чистое" пассажирское судно, полностью отвечающее всем Международным конвенциям (МК), включая МК по охране человеческой жизни на море СОЛАС, МК по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ, Международные правила предупреждения столкновения судов в море МППСС, а также всем национальным требованиям (Санитарным Правилам и нормам, Правилам пожарной безопасности, Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта).
2.Концепт "сверхполного" комбинированного судна "Волго-Дон макс" класса для перевозки нефтепродуктов и сухих грузов, а также контейнеров, накатной техники и проектных грузов (авторы Г.В.Егоров, В.И.Тонюк)
Трудно не заметить, как за три года отечественными заводами было поставлено для российских судовладельцев 7 судов проекта RST54 и 40 судов проекта RST27.
Такие темпы и такая массовая серия были характерны для лучших периодов советского судостроения и это, конечно, очень достойное сравнение для сегодняшних российских верфей.
Британское Королевское общество корабельных инженеров RINA в число лучших судов года в мире дважды включало проект RST27 (Significant Ships of 2012 и Significant Ships of 2013), что само по себе случается очень редко, а в 2014 году и проект RST54 (Significant Ships of 2014).
Однако не только увеличенный коэффициент полноты является особенностью этого нового поколения судов, но и ряд других принципиально важных характеристик, также полученных Морским Инженерным Бюро в той или иной форме в научных исследованиях (НИР) ФЦП по РГМТ и использованных в новых концептах: обоснование главных размерений, выбор формы носовой и кормовой оконечностей, количество и тип движителей, способы формирования конструкции, особенности архитектуры, снижение надводного габарита, нестандартное объединение функций судов, расширение типов предполагаемых к перевозке грузов и т.п.
Главной особенностью комбинированных судов смешанного река-море плавания проекта RST54, по сравнению с иными судами нового поколения, является расширение спектра перевозимых грузов - проектные грузы, химия, сочетание сухих и наливных грузов на одном судне (например, в одну сторону - нефтепродукты, в другую - щебень - см. рисунок 2).
22 октября 2015 года "Балт Флот 3" после выгрузки мазута в порту Высоцк впервые доставил из карельского порта Ропручей в Северный речной порт Москвы сухой груз - 4462 тонны щебня (проходная осадка 3,50 м). Это первый круговой рейс комбинированного судна проекта RST54 с загрузкой в обе стороны.
Все доклады Морского Инженерного Бюро активно обсуждались слушателями, многим интересно было получить информацию, непосредственно подтвержденную практикой эксплуатации.
Конгресс Международной Морской Ассоциации Средиземноморья имеет почти 35-летнюю историю, начиная с первого Конгресса Международной Морской Ассоциации Восточного Средиземноморья (IMAEM), проведенного в Стамбуле в 1978 году. IMAEM была основана университетами шести стран (Болгария, Египет, Греция, Италия, Югославия и Турция). В дальнейшем к ним присоединились другие страны, граничащие со Средиземноморьем. Первоначальной целью конгресса было обеспечение обмена результатами академических исследований по актуальным направлениям морской науки.
После конференции в Греции название международного конгресса было изменено на Конгресс Международной Морской Ассоциации Средиземноморья (IMAM). Конгрессы IMAM были проведены:
Сотрудники Морского Инженерного Бюро принимают участие в работе IMAM, начиная с 2000 года.
Сегодня IMAM существенно расширил сферу деятельности и выступает как эффективная международная ассоциация в сфере морских технологий и морехозяйственного комплекса Средиземноморского региона.