реклама

Сугубо петербургский ледокол

Петербургский ледокол "Невская застава" в этом году отметил свой шестой день рождения. За это время судно уже успело стать достопримечательностью зимнего города. Серьезная нагрузка была у ледокола и в навигацию 2016 года. Так, с января по март ледокол сделал 31 выход в акваторию Невы и прошел около 1007 км пути.
Участвовала "Невская застава" и в уникальном Фестивале ледоколов, впервые в 2015 году. Тогда единственный городской ледокол занял место рядом со своими старшими и габаритными собратьями, в большинстве своем финской постройки. "Невская застава" же проектировалась и строилась в Санкт-Петербурге.

Проект ледокола "Невская застава" (пр. 2805) разрабатывал Инженерный центр судостроения – старейшая проектная организация в речном судостроении, правопреемник ЦТКБ Минречфлота РСФСР.
Проектирование велось в очень сжатые сроки, поэтому модельные испытания корпуса нового судна не проводились, выполнялись только испытания методом "сухого бассейна" (в формулировке Г.В. Егорова).
Однако свое заключение по проекту давало авторитетное финское КБ Aker Arctic, которое высоко оценило ледокольные качества судна.
 
Ледокол "Невская застава" / Корабел.ру
Закладка киля аварийно-спасательного буксира ледокола "Невская застава" (стр.№401, IMO: 8747123) состоялась 30 ноября 2007 года на стапелях ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз". 13 ноября 2009 года судно было спущено на воду, в эксплуатацию введено 26 февраля 2010 года. Владелец и оператор: ГУП "Пиларн"
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга.
Проектирование и строительство "Невской заставы" обошлось городу более чем в 387 млн руб.
 
Многофункциональный

Проектант в качестве основного преимущества судна называет прежде всего многофункциональность. При достаточно небольших габаритах (длина 41,5 м, ширина 11,8 м) осадка составляет 3,8 м. Благодаря пониженному надводному габариту и подъемно-опускной ходовой рубкой ледокол может проходить под невскими мостами без их разводки.
Ледокол "Невская застава" / Корабел.ру

Технические характеристики ледокола "Невская застава":
 
валовая вместимость, т 540
дедвейт, т 273
длина габаритная, м 40,5
ширина габаритная, м 12
высота борта, м 5,2
осадка максимальная, м 3,8
ГД Wartsila 9L20, мощность (кВт) 2x1800
тяга на швартовах, кН 380
экипаж, чел 9

Ледовый пояс носовой оконечности судна составляет 16 мм, что позволяет судну преодолевать льды толщиной до 0,6 метра со скоростью 2 км/ч. Для преодоления льдов больших толщин возможен переход на режим колки льда набегами. В случае необходимости судно может прокладывать каналы для проводки караванов судов не только по Неве, но и по всему Волго-Балтийскому водному пути.

Два двигателя Wartsila 9L20, мощностью 1800 кВт каждый, при 85% мощности позволяет судну идти со скоростью до 20 км/час. Вообще, основная часть начинки ледокола – это оборудование производства финских фирм: от арматуры и насосов до винторулевых колонок. Исключение, пожалуй, составляет только украинский котел, некоторые элементы гидравлики, судовая мебель и некоторые другие элементы отечественного производства.
 
Главный двигатель ледокола "Невская застава" 
Винторулевая колонка Rolls-Royce. Ледокол "Невская застава" 
В машинном отделении ледокола "Невская застава"

Помимо непосредственно ледокольных работ в функционал "Невской заставы" заложили возможность участия в операциях по аварийному сбору нефтеразливов, спасательных и противопожарных операциях. Кроме того, ледокол оснащен и специальным водолазным оборудованием для проведения работ по ремонту и восстановлению коммуникаций, проложенных по дну Невы.

Для выполнения операций по сбору нефтепродуктов, на палубе судна установлен гидравлический кран Palfinger, оснащенный ковшовым нефтесборщиком. Работы можно осуществлять в автономном режиме, для чего предусмотрена отдельный дизель-генератор и гидростанция.
Ледокол "Невская застава" / Корабел.ру

Низкие габариты помогают ледоколу и в борьбе с нефтеразливами. В летнюю навигацию возможности петербургского нефтесборочного флота позволяют ликвидировать все крупные нефтеразливы (их бывает свыше 60 в навигацию). Но аварийные ситуации зимой, особенно в тяжелых ледовых условиях, локализовать чрезвычайно сложно и рискованно. Большие ледоколы-спасатели под невскими мостами не пройдут, а речные суда-нефтесборщики, которые есть в активе у города, не способны работать в условиях большого скопления льда. "Невская застава" как раз и создана для подобной работы, благо эти "навыки" за все шесть лет работы ледоколу не понадобились. Не считая учений, конечно.
 
Противопожарное оборудование
Кран Palfinger
 Складная мачта

Рассказывает генеральный директор Инженерного центра судостроения Марк Зингер:
"Каждый год МЧС проводит плановые учения, в которых принимает участие и "Невская застава". Что интересно, оборудование для борьбы с нефтеразливами на судно поставляла довольно известная финская фирма Lamor. За 6 лет оно нисколько не устарело. По насыщенности и уровню оборудования наш ледокол остается одним из самых современных судов-нефтесборщиков в городе".
 
Триста лет борьбы с зажорами
Марк Зингер: "Ледокол – это вторично, главное – сама идея и технология, которую мы предложили, а Комитет по природопользованию поддержал, развил и довел до логического завершения. В итоге город получил инструмент, предотвращающий весенние подтопления и избавился от взрывных работ на Неве, которые мало того, что наносят вред окружающей среде, так еще и бесполезны в борьбе с зажорами".
Нева среди европейских рек по полноводности занимает шестое место после Волги, Дуная, Печоры, Камы и Северной Двины. Каждую секунду Нева сбрасывает в море в среднем 2540 кубометров воды, в час – 9 млн кубометров, а за год – 80 млрд кубометров (80 км3).
Капитан ледокола "Невская застава" / Корабел.ру

При этом скорость течения Невы в среднем равна 0,9 – 1,2 м/с (3,2-4,3 км/час), а на Ивановских порогах до углубления дна реки скорость течения достигает 12-14 км/час. Именно высокая скорость течения провоцирует образование на реке так называемых зажоров.

Посмотрим, как замерзает Нева. К верхней границе уже замерзшего участка, или кромке, течение подносит все новые и новые льдины. Останавливаясь у кромки, часть льдин смерзается, часть увлекается под ледяной покров, а часть скапливается на ледяном покрове в виде торосов.

При сильном морозе подплывающие к кромке льдины прочные, они не ломаются и легко смерзаются. Лишь небольшая их часть уносится течением под ледяной покров, и кромка довольно быстро продвигается вверх по реке. При слабых морозах льдины непрочные, смерзаются медленно, и большая часть их уносится под ледяной покров. Так в русле реки возникает скопление льда, называемое зажором, которые являются причиной возникновения наводнений.
Ледокол "Невская застава" / Корабел.ру

Причем, на Неве, в отличие от других рек с быстрым течением, где наблюдаются зажоры льда, нет постоянных мест образования зажоров. Любой участок реки от Охтинского моста до Ивановских порогов, а это 13— 16 км от устья, может стать очагом образования зажора.

По статистике, за свою 300-летнюю историю Ленинград – Санкт-Петербург пережил свыше 80 зажорных наводнений.
Экипаж ледокола "Невская застава" / Корабел.ру

Бороться с зажорами пытались разными способами: взрывали динамитом, обстреливали из минометов, ломали ледоколами. Какой метод наиболее эффективный – тут мнения специалистов расходятся. Некоторые из них и вовсе говорят, что бороться с зажорами бесполезно, потому как при взрывах масса льда лишь немного расступается и расплескивается фонтаном, а при ледокольных работах канал тут заплывает рыхлой шугой, которая не уносится течением и стоит неподвижно.

Тем не менее, после того как "Невская застава" стала регулярно ходить по Неве, в городе не наблюдалось ни одного наводнения или резкого подъема воды зимой из-за зажоров на реке.
А жители и гости города могут наслаждаться тем, как по Неве с треском проходит красивый ледокол – еще один туристический символ зимнего Петербурга.

Владислав Букин

[Больше фото в галерее ниже]
 
При подготовке статьи использовались материалы из книги Р.А. Нежиховского "Река Нева и Невская губа" Л., Гидрометеоиздат, 1981. 112 стр., а также материалы из архива ИЦС.

"Корабел.ру" выражает благодарность за содействие в подготовке материала ГУП "Пиларн" и Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга. 
"Инженерный центр судостроения", АО Санкт-Петербург
"Судостроительная фирма "Алмаз", ПАО Санкт-Петербург
+7(812)235-48-20, +7(812)350-11-64
"Пиларн", ГУП Санкт-Петербург
+7 (812)323-1356
"Aker Arctic Technology", INC Хельсинки
+358(10)670-24-77
"Wärtsilä Corporation", Ltd Хельсинки
+358(10)709-00-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь