реклама

Спор об идеальной каюте

В начале декабря в Северодвинске НИПТБ "Онега" провела уже девятую конференцию "Судовая мебель". С момента организации первого форума в 2000 году мероприятие вышло уже далеко за рамки обсуждения вопросов проектирования и производства мебели. Речь на конференции шла скорее об обитаемости, где судовая мебель – только одна из составляющих.
Столь же широким, как и тематика, был список делегатов. Помимо корабелов на конференции присутствовали и производители камбузного оборудования, отделочных материалов, представители текстильной промышленности и многих других фирм. Всего 53 организации и 70 участников. Долю свежести в сугубо судостроительное мероприятие внесли компании из смежных отраслей промышленности: авиа- и вагоностроения. Взгляд со стороны на отрасль форуму пошел только на пользу.

Конференция "Судовая мебель" проходит с периодичностью в два года. Но, как справедливо замечали некоторые участники, сегодня два года в проектировании – это срок более чем существенный. В мире появляются новые материалы, осваиваются новые технологии, не стоит на месте и наука.

– Думаю, что сейчас нам нужно разумно кооперироваться, помогать друг другу. Потому, что нужно заниматься не только импортозамещением, нужно выходить со своей продукцией на мировой рынок, – рассказывал в своем выступлении генеральный директор ООО "Лабромед" Михаил Шиленков.

За прошедшие с момента последней конференции два года отечественной промышленности есть чем гордиться. Правда успехи пока только на внутреннем рынке.

За свои средства целый ряд российских компаний по выпуску судовой мебели разрабатывает документацию, получает все сертификаты, осваивает производство. Изделия, которые они выпускают, по качеству и эстетике сравнимы с зарубежными образцами и сейчас уже применяются на кораблях ВМФ и гражданских судах. Подчеркну, серийное производство организовывается без привлечения денег из ФЦП и других государственных источников.

Группа компаний "Арис и Гессер" еще в 2014 году освоила производство новых композитных панелей (ПКС) для зашивки судовых помещений. По сути, это сэндвич-панели из коробчатого металлического профиля, покрытого снаружи декоративной пленкой. Внутри находится негорючая изоляция. Исполнение может быть как односторонним, так и двухсторонним, декорирование наружной пленки тоже может варьироваться. Технические подробности ПКС есть на сайте компании.

Помимо отделочных материалов, компания предлагает весь спектр судовой мебели, в том числе для обустройства камбузов, медицинских помещений на кораблях. Здесь тоже есть свои интересные новинки. Так, представитель компании особо отмечал разработку фирмы для гражданского судостроения – щитовой материал "Авермат" для мебели. Это влагостойкая ДСП, облицованная пластиком.

Отдельное интересное направление – мебель из композитных материалов.
Генеральный директор группы компаний "Арис" и "Гесер" Юрий Лебедев / "Группа компаний АРИС и ГЕСЕР"

Как рассказывал в интервью "Корабелу" генеральный директор "АРИС и Гесер" Юрий Лебедев, сейчас у компании сформирован портфель заказов до 2019 года. К этому же сроку компания планирует ввести в строй новые производственные мощности: к существующим 20 тыс. кв.м. площадей добавить еще 8 тыс., закупить оборудование. Под эти нужды Фонд развития промышленности уже одобрил кредит компании на 300 млн рублей под 5% годовых.

Из перспективных заказов — в ноябре "Гесер" выиграла тендер на оснащение мебелью ледокола ЛК-25 "Виктор Черномырдин". Общая стоимость работ по контракту составила 580,75 млн руб.

О работе с компанией "Гесер" на корабле проекта 22100 подробно рассказывала Галина Ельцина, начальник архитектурного сектора АО "ЦМКБ "Алмаз": "Мы создали эскизы, 3D-модели и натурные макеты кают. После внесения корректив и окончательного утверждения заказчиком мебель запускалась в производство. Отличий от изначального дизайн-проекта в этих каютах практически нет. И на этом корабле не было никаких дорогостоящих ОКР по разработке мебели, все работы ГК "Арис и Гесер" выполняла за свой счет".
 
Вокруг эталонного "Океана"

Напомним, речь идет о сторожевом корабле проекта 22100 "Океан" постройки Зеленодольского завода имени Горького.
 
Пограничный корабль проекта 22100 "Океан" / "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", ОАО

На головном судне для Северного флота "Полярная звезда" совсем недавно подняли флаг. Еще в апреле 2015 года интернет-газета "Бизнес-онлайн" публиковала статью об этом проекте. В том числе отдельная глава была посвещена обустройству внутренних помещений, с 3D-графикой кают, общественных помещений. Эксперты от ВМФ, мнение которых приводили журналисты, сравнивали службу на этом корабле с "путешествием на круизном лайнере".

Эти же слайды демонстрировались на конференции. Правда, бытовая техника на "Океане" все же импортного производства, как и отделочные материалы, ткани. "К сожалению, отечественная промышленность не могла предложить альтернативу иностранным поставщикам", – объяснила Елена Ельцина.

Заканчивая свое выступление, она предостерегла слушателей от усиленных попыток унификации, которые в итоге приводят к обезличиванию бытовых помещений. "Сейчас на корабли приходят служить люди XXI века. Нужны более комфортные, современные условия для жизни. Поэтому необходимо предоставить заказчику возможность выбора".
 
Рубка корабля проекта 22100 /
 www.business-gazeta.ru
Жилые и общественные помещения корабля проекта 22100 /
 www.business-gazeta.ru
Каюта корабля проекта 22100 / 
www.business-gazeta.ru

Доклад представителя "Алмаза" разделил аудиторию на два лагеря. Большая часть слушателей одобрили работу петербургского КБ и компании "Арис и Гесер", но были и возражения.

Так, генеральный директор компании "РАПС-Мебель" Николай Складчиков сравнил конструктивные решения, которые "Алмаз" применил на "Океане" с дизайном офисных помещений. "Человек в таких условиях работает 8 часов, а затем уходит к себе домой в обычное мещанское гнездышко. Жить в таких офисных каютах невозможно", – сказал Николай Складчиков.

Впрочем, даже субъективные оценки инновационной "обитаемости" корабля пока давать рано, с момента подъема флага не прошло и месяца.
Заместитель генерального директора ЦС "Звездочка" Валерий Воробьев / Корабел.ру

Поддерживал мнение Николая Складчикова и заместитель генерального директора ЦС "Звездочка" Валерий Воробьев: "Мебель на кораблях – это прежде всего изделие судового машиностроения. На первом месте должна быть ее функциональность и надежность. Нужно понимать, что изделия на ВМФ эксплуатируются в самых жестких условиях".
О компромиссе в производстве судовой мебели, да и вообще любого изделия, говорят регулярно. С одной стороны, более эстетичного материала для обустройства кают, чем дерево, в природе нет. С другой стороны, если требовать абсолютной "негорючести", то необходимо делать мебель из некрашенной стали, а экипаж должен спать только на голом железе.
Поэтому и существуют требования — санитарно-технические, противопожарные и многие другие.

Возражая Елене Ельциной, представитель "Звездочки" как раз призвал проектантов к максимальной унификации. "В СССР не зря решили, что ткани на кораблях бывают пяти расцветок. Сегодня с обилием ярких импортных материалов на рынке таких ограничений нет. В результате, у нас на "Звездочке" все склады забиты обрезками негорючей ткани. То же самое и с пластиками. Мы можем выбрать 5-6 видов хороших пластиков приятной расцветки? Подумайте о производителях, помните, что мы не круизный лайнер делаем, а изделия судового машиностроения", – рассказал Валерий Воробьев.
 
Не "Гесером" единым

Если возвращаться к успехам российских компаний по производству судовой мебели, то успехи есть не только у "Арис и Гесер".
Обзор достижений отечественных компаний представил научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ "Военно-морская академия" Виктор Иванов. В его докладе было немало компаний, приведем наиболее крупные из них.
Научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ "Военно-морская академия" Виктор Иванов / Корабел.ру

В феврале 2015 года деревообрабатывающий цех №24 "Адмиралтейских верфей" закончил изготовление опытного образца кают-компании для подводной лодки проекта 677 "Лада" и для ледокола проекта 21180 "Илья Муромец". Итого от проработки дизайн-проекта до изготовления макета со всеми зашивками и отделкой специалистам потребовалось всего два месяца.
"ОКР "адмиралтейцы" проводили за свой счет, без привлечения каких-либо государственных денег. Образцы мебели уже приступили к испытаниям, которые к концу года планируется завершить", – рассказал Виктор Иванов.

Севмаш также разработал РКД своей травмобезопасной мебели на основе алюминиевого профиля и трехслойной панели с жестким заполнителем. Уже есть решение о применении этих изделий на заказах.

– Алюминиевый профиль позволяет создать мебель без острых углов и болезненнного отслоения кромок, как это было на прошлых моделях. Причем каюты комплектуются не разнобойными элементами, а нормальной гарнитурной мебелью, – объянял Виктор Иванов.

АО "КАМПО", в прошлом Орехово-Зуевское КБ кислородного оборудования, которое серийно строит модульные поисково-спасательные катера проекта 23370, тоже занимается производством судовой мебели. У компании есть свой комплект судовой корпусной мебели с применением трехслойной плиты производства ООО "Норд-Плюс". Правда, на сайте КАМПО об этом направлении работы ничего не указано.

Компания АО "Аэростайл" из Жуковского создала линейку судовой мебели для сидения, в том числе кресло командира корабля и оператора. Мебель для кораблей не главное направление работы фирмы. Это как раз фирма "извне", из отрасли самолетостроения. Тем не менее, по признанию Виктора Иванова, корабельная продукция у нее вышла качественная:

"Основной поставщик мебели для сидения – ЦС "Звездочка". Это здорово, что сейчас у нее появляются конкуренты и по цене, и по качеству. Кресла "Аэростайл" можно применять и в каютах, и служебных помещениях. Причем компания не стоит на месте, в ноябре начала испытания усовершенствованного кресла", – отметил Виктор Иванов.
Генеральный директор ООО "Лабромед" Михаил Шиленков / Корабел.ру

О достижениях новичка на рынке судовой мебели петербургской компании "Лабромед" рассказывал лично ее генеральный директор Михаил Шиленков. Однако, несмотря на небольшой корабельный опыт, у "Лабромеда" за плечами почти 20 лет работы в производстве медицинской мебели.

"В основе нашей судовой мебели лежит каркасная модульная система из алюминиевых профилей и трехслойных панелей, которую мы дорабатывали еще с 1997 года. Благодаря модульности, система может быть смонтирована в очень сжатые сроки, а оригинальные крепления позволяют создавать прочные каркасы", – рассказал Михаил Шиленков.

За 20 лет работы в России "Лабромед" оснастил свое производствонную базу современными станками. Так что сейчас компания на 90% обеспечивает себя комплектующими собственного изготовления, поэтому не зависит от финансовых и политических потрясений на рынке.

"Мы поставили задачу полностью автоматизировать процесс: от первоначальных замеров до производства готовых изделий. Приобрели комплект оборудования для 3D-сканирования помещений, который позволяет исключить любые ошибки в проведении измерений. Эту услугу мы предлагаем и сторонним заказчикам на договорных условиях", – пояснил Михаил Шиленков.

Об успехах организатора конференции НИПТБ "Онега" на "Корабеле" будет отдельное интервью с начальником центра комплексных исследований Светланой Антушевой.

Доклад Светланы Владимировны тянет на полноценный материал. Особенно интересная разработка "Онеги" – блок мини-купе шифр "Келья" для проектов ЦМКБ "Рубин". Контракт на этот ОКР как раз был заключен в 2012 году. В работе участвовали целый ряд компаний, в том числе и МКС, и "Завод слоистых пластиков", и упомянутые "Звездочка" с "Аэросталом". Сейчас блок мини-купе выходит на финишную прямую, в скором времени его можно будет увидеть на заказах.

Шпилька в гражданские заказы

Несмотря на широкую делегацию на конференции, ощущался серьезный перекос в сторону Военно-морского флота. Докладов на тему обустройства и "обитаемости" гражданских судов не было.

Хотя тут тоже есть чем гордиться. Например, на дноуглубительных судах проекта TSHD1000 мебель поставки компании "РАПС" получила хорошие отзывы от эксплуатантов.
 
В рубке дноуглубительного судна проекта TSHD1000
Внутренние помещения судна проекта TSHD1000 
Двухместная каюта судна проекта TSHD1000 

Интересно было бы узнать об оснащении нового круизного судна проекта PV300 от Морского инженерного бюро. Как рассказывал в своем докладе на круглом столе в Геленджике директор МИБ Геннадий Егоров, мебель, отделочные панели, ткани на судне применяются в основном иностранного производства. Отечественные аналоги пока не дотягивают до уровня оснащения круизных лайнеров.

Но если отечественные компании планирует выходить на мировой рынок, необходимо осваивать гражданское направление. Выдерживать удары в 100G по всем осям изделиям на гражданских судах не требуется. Зато здесь нужны уже не "изделия судового машиностроения", а все же мебель. Пока для отечественной промышленности – это трудная задача.

Хотя, на мой взгляд, сделать так, чтобы кресло выживало, даже когда не выживает экипаж, намного сложнее.
"Группа компаний АРИС и ГЕСЕР", АО
Отрадное
+7(812)493-27-98, +7(812)493-27-99
"Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега", АО
Северодвинск
+7 (818) 452-55-52, +7 (818) 459-63-30
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00
"Центр Судовой Мебели РАПС", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 331-45-54
"Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 713-51-32
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Северодвинск
+7 (818) 459-66-29
"Лабромед", ООО Химки
+7 (495) 380-22-78, +7 (495) 213-96-56, +7 (800) 555-84-00, +7 (909) 984-77-33



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости