реклама

Рынок труда в демографической ловушке

3 2951 10 мин
Прогнозы экспертов по демографической ситуации в России неутешительны: мы на пороге неминуемого провала в глубокую "демографическую яму". Последствия для рынка труда печальны - количество трудоспособных граждан сокращается. Нас ожидает "кадровая катастрофа"?
"Корабел.ру" продолжает серьезный и обстоятельный разговор о состоянии рынка труда в отрасли в рамках понимания того, как реализуются масштабные госпрограммы - статьи "Реализация государственных программ под большим вопросом (часть I)" и "Реализация государственных программ под большим вопросом (часть II)". К их обсуждению уже привлечены заинтересованные организация, учебные заведения и предприятия, и вы — читатель. Результаты впереди, а пока....

...О назревшем остром дефиците кадрового ресурса, который обусловлен катастрофическим "людским недокомплектом" из-за спада рождаемости 1990-х и незначительным его оживлением первой половины 2000-х годов. Статистики и специалисты кадровых агентств отмечают, что с 2013-го Россия постепенно проваливается в "демографическую яму". Выправить положение удастся не скоро.

Намечается не только нехватка квалифицированных кадров, но и нехватка рабочих рук. На производстве, в инжиниринге, в смежных секторах и направлениях, главное - в образовательной сфере. Этот материал адресован, прежде всего, руководителям предприятий и компаний, плановикам, работникам кадровых служб и агентств. Есть, над чем задуматься. Без "оглядки" на демографическую ситуацию не обойтись. Итак, Россия в ракурсе демографического положения.

Патовая ситуация

С 1 по 31 октября 2015 года в Российской Федерации проводится важное статистическое наблюдение - микроперепись населения, которая является одним из важных шагов в рамках подготовки к Всероссийской переписи населения раунда 2020 года. Подобные акции проводились в 1985 и 1994 годах (Росстат).

Микроперепись этого года позволит до проведения очередной переписи населения получить актуальные социально-демографические сведения о современном состоянии населения страны, необходимые правительству РФ и исполнительным органам на местах для более успешной реализации "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (от 09.07.2007 года) и "Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (от 13.06.2012 года), рядом указов и распоряжений. В программу микропереписи, помимо прочих, входят вопросы, интересующие нас по заявленной кадровой теме:
  1. возраст;
  2. семейное положение;
  3. уровень образования;
  4. источник доходов;
  5. экономическая активность;
  6. состояние и степень трудоспособности.
Выборочным статистическим наблюдением будут охвачены почти 2,5 млн человек всех субъектов Российской Федерации, т.е. около 1,7% населения. Переписчиков более всего интересуют мужчины (в возрасте 18-59 лет) и женщины (в возрасте 18-44 лет) - работоспособные возрастные группы. Результаты можно будет вскоре узнать на официальном сайте Росстата. А пока абрис общей демографической ситуации таков:
  1. во второй половине прошлого века в России (не забываем РСФСР) ежегодно рождались 2-2,5 млн человек, умирало - 1-1,5 млн. Продолжительность жизни росла постоянно, перекрыла предвоенный период и приближалась к показателям развитых стран. Например, к началу 1990-х она составляла 68 лет;
  2. с 1992 года рождаемость начинает стремительно падать;
  3. по показателю ожидаемой продолжительности жизни (особенно мужчин) Россия продолжает отставать от стран с развитыми экономиками (см. галерею-подборку ниже).
Надо отметить, что по количеству населения в листе "Тор 30. Население развитых стран мира" наша страна занимает 6 место, США - на 3-м, Германия - на 17 месте, согласно данным доклада наиболее точного web-ресурса World Population Организации Объединенных наций (World Population Prospects: 2015 Revision). Не так плохо? Отнюдь, при существующей достаточно высокой рождаемости, смертность не убывает. Молодеет с каждым годом "группа риска". Выйти из демографической ямы естественным приростом населения сразу не получится. Поколения 2000-2010-х годов придут в должную "профессиональную кондицию", соответственно, к 2025-2035 годам. Привлечения внешних мигрантов нам не избежать. Но не абы кого количественно. На передовой - запросы по качеству со строго определенными критериями.
 
 
Динамика прироста/убыли населения России и РСФСР в 1950-2050 годы.
Реалии и прогноз (в тыс человек).
Обобщенные данные:
Росстат РФ, Минтруда РФ, UN Population Division
 
Динамика ежегодного прироста населения России
в 1959-2015 годах при условии притока официальных (А)
и неофициальных (В) мигрантов (в млн человек).
Обобщенные данные:
Росстат РФ, Минтруда РФ, Forbes, UN Population Division

Уровень знаний учащихся в ссузах и вузах по многим параметрам не соответствует требованиям "потребителей кадров" - работодателей. В приватных беседах - не для публикации - руководители учебных учреждений приводят массу доводов, объясняющих, с их точки зрения, почему качество знаний и умений их подопечных низко. 27 августа 2015 года Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга провел круглый стол по оценке качества получаемого в Санкт-Петербурге среднего профобразования. Результаты любопытные. Повторять их не станем - ознакомьтесь (СПП СПб). Теперь уверенно скажем: не за горами начало вполне реальной борьбы за качественные кадры.

Неконтролируемый отток людского ресурса в мегаполисы продолжается и неуклонно растет. Депрессивные регионы все так же остаются в состоянии упадка. Внятных программ по адаптации мигрантов - как внутренних, так и внешних - к жизни и работе в крупных городах почти нет. Да и, что греха таить, мигрируют в мегаполисы и крупные экономические центры чаще не для работы на предприятиях машиностроения или судостроения, не для получения образования технической направленности. Основная часть внутренних мигрантов заняты в торговле, строительстве и сфере услуг.
Структура населения России по возрастной трудоспособности ("нетрудоспособные", "трудоспособные" и "пенсионеры и инвалиды" в % к общему числу населения). Обобщенные данные: Росстат РФ, Минтруда РФ, UN Population Division, RAND Corp.


Цугцванг в цейтноте

Определимся с вопросами: как менее болезненно пережить дефицит ресурсов, где брать квалифицированных и талантливых специалистов и насколько в настоящий момент работодатели ощущают нехватку кадров? Основное: кто и как эти кадры будет обучать? Сегодня выходит множество публикаций, вроде бы дающих ответы на поставленные вопросы, выстраивающих прогнозы. И что же?

Существуют вполне конкретные потребности бизнеса. Для начала руководству предприятий - всех: крупным, средних и малых - впору задуматься над тем, кем укомплектованы подотчетные им кадровые службы. Как выясняется, HR-направлением часто заняты далекие от понимания самой сути деятельности "кадровика" люди? Как заявляется вакансия, как проводится поиск претендентов, их отбор и тестирование? Используют ли новые методики и технологии в своей работе? Перед нами целая тема для отдельного разговора... А пока вернемся к демографическому и образовательному аспектам кадровой проблемы.

Демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию и в российском образовании на всех его уровнях. Демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: число учеников уменьшилось - обобщенно - за десять лет с 22 до 14 млн. В последние годы общая численность учащихся на всех уровнях профессионального образования сократилась почти вдвое. Сегодня ситуация выправляется. Престижность технических специальностей постепенно возрастает, но медленно.

По мнению специалистов НИУ ВШЭ, с 2006 года продолжается спад "образовательного бума" 1995-2005 гг. Постепенно пустели, теряя аккредитацию, негосударственные вузы, за ними последовал сектор государственного образования. Интересно, что эти явления аккурат легли на кризис 2008-2009 годов. Образовательный рынок быстро потерял набранный темп роста и за каких-то два-три года стал сжиматься. Понятно, что в этот момент в "демографическую яму" сваливается и рынок труда.

Одновременно на ссузы и вузы навалилась еще одна напасть. "Сверху" инициируются и разворачиваются кампании по реализации молодежных программ и инициатив. Полезных во всех смыслах - борьба с подростковой наркоманией и алкоголизмом, детской преступностью, социальная адаптация молодежи и т.п., но... Руководителям учебных заведений навязывались планы под отчет по исполнению программ. В среднюю и высшую технические школу фактически стали принимать всех без разбора. Эти три фактора, совпавшие в одной точке, усилили негативный эффект. А с учетом того, что абитуриент вправе подавать документы сразу в несколько учебных заведений, в учебные заведения индустриального профиля приходят люди "поневоле". Занимают бюджетные места, учатся кое-как, на производство не собираются. Зато - статистику "не портят".

Сегодня ситуация усугубляется малочисленностью поколения 90-х на технических позициях. Крупные компании решают вопрос с нехваткой квалифицированных кадров просто: сулят большие зарплаты, обеспечивают полный социальный пакет, льготы, предлагают хорошие перспективы профессионального и карьерного роста. В крупных компаниях разработаны целевые программы по адаптации и вовлечению сотрудников в «общее дело». Средний бизнес хоть как-то справляется, а малый и микро- бизнесы на такое неспособны.

Надо иметь в виду и то, что кадровый недокомплект многих предприятий и организаций пагубно действует на соискателей вакантных должностей. Рынок вакансий на технические позиции расширяется, растут предложения работодателей. Люди привыкают к тому, что найти работу по профессии можно и постепенно "развращаются". Ищут чаще не саму работу или хорошую компанию, а зарплату - ее уровень у большинства соискателей является доминирующим, - статус или "престижное место". Какая репутация, какой корпоративный патриотизм, какая профессиональная этика! О чем вы?

Ряд государственных программ надо свести в единый комплекс, связать друг с другом, "спараллелить". Возможно, так поднимется уровень подготовки специалистов до требуемого на рынке в процессе "оздоровления образовательной базы". "Привязать" образование к конкретным потребностям рынкам трудовых ресурсов. Например, вновь ввести обязательное распределение (то бишь, обязательную отработку средств, которое общество потратило на обучение). Согласитесь, странно, когда выпускник бюджетного отделения не трудоустраивается по профилю. Но нет: противников бесплатного образования почти нет, а противников распределения, ссылающихся на право свободного выбора, множество.

Доходит до смешного: ссузы и вузы бьются над проблемой организации практики для студентов, а потенциальные работодатели сетуют, что учебные заведения отстали от жизни. И договориться между собой не могут. Или не хотят? Этот серьезный вопрос мы адресуем непосредственно профильным ассоциациям, фондам содействия, бизнес-сообществам и организациям, СРО, НП и т.д. Он требует детальной проработки и хоть какого-то движения вперед.

Жизнь заставила многие предприятия искать и находить собственные решения проблемы профириентации, профессионального обучения и повышения квалификации своих работников. Задолго до ведомственных телодвижений. Такой опыт интересен. Например, на "Балтийском заводе - Судостроение" действует "Малая академия судостроения" и "Корпоративный университет судостроения". В планах реанимировать в рамках развития предприятия, конечно, подобие советской системы профориентации и профессионального образования.

"Плодотворная дебютная идея"

Ровно три года назад, 17 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект нового закона об образовании в РФ, призванный заменить два действующих базовых документа – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты еще в 1992 и 1996 годах. Закон был принят 29 декабря. С этого момента пошел отсчет глобальным реформам образовательной системы.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, презентуя проект, отметил, что новый документ направлен на человека и строится вокруг него. То есть тех, кто учится, учит, кто занимается воспитанием - родителей и наставников. Новый закон конкретизирует права не только вовлеченных в образовательно-воспитательный процесс, но и всех заинтересованных в подъеме культурно-образовательного уровня россиян сторон. При этом Минобрнауки признало, что "в вузы идут слабые абитуриенты, а в учителя - слабые выпускники педагогических вузов".

Вспомнились давешние слова Дмитрия Лихачева (за полгода до его кончины). Неожиданно, в конце лекции по древнерусским историческим источникам, он вдруг заговорил об общем уровне культуры россиян, приговорив: "Наступает время троечников... И мы с этим ничего поделать не сможем. Это время просто надо пережить". Перемочь, перетерпеть...

В сентябре этого года Минобрнауки РФ завершило очередной мониторинг высших учебных заведений страны на предмет их эффективности. Сбор сведений о вузах проходит в рамках полномасштабной реформы высшей школы. Отрадно, что к процессу мониторинга привлекаются работодатели как основной «потребитель высококвалифицированных кадров», но не все так просто… Парадокс! – мнение работодателей учитывается, но на последнем этапе тестирования, когда, например, успешность вуза уже определена критериям:
  1. научная деятельность вуза;
  2. финансовая успешность вуза;
  3. международная деятельность вуза;
  4. инфраструктура вуза;
  5. соотношение успевающих и отстающих студентов.

В Министерстве образования и науки России действует Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования который осуществляет реализацию, в частности, целевых программ "Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы" (по распоряжению № 349-р Правительства РФ от 3 марта 2015 года) и "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (утверждена приказом № 490 Минобрнауки от 12 мая 2015 года). Начальные успехи существенные - довели бы работу до логического конца с конкретными ощутимыми результатами.

Просто сказать, что профобразование находится в глубоком системном кризисе, - ничего не сказать. Количество вузов, ссузов, учебных центров и прочих учреждений на единицу площади страны, а тем более на 1000 человек населения, не поддается никакому объяснению - перешло все мыслимые пределы. Похоже, объединение нескольких учебных учреждений в одно, их укрупнение видимых положительных результатов не принесло. Современный работодатель отчаялся отыскать в сером потоке выпускников ссузов и вузов хоть что-то приемлемое. Требованиям времени и интересам работодателей не отвечают практически все учебные заведения страны!

Результаты поступления в вузы России этим летом показали, что наиболее востребованы опять экономические, гуманитарные и юридические направления. Инженерно-технические в "отстающих". А глаз абитуриента, а затем выпускника, - в сторону государственной службы. В чиновники. Конечно, многие компании еще на этапе обучения в вузе готовы привлекать лучших студентов, предоставляя им возможность пройти у себя производственную практику и стажировку. К концу обучения в вузе такие специалисты имеют хорошие шансы трудоустроиться. Если выпускник вуза обладает дополнительными деловыми качествами - коммуникабельность, креативность, организаторские или коммерческие способности - ценность его возрастает. Однако, как показывает практика рекрутинга, таких "универсальных бойцов" крайне мало.

Не менее драматична ситуация с кадрами, которые "поставляют" средне-специальные и среднетехнические учебные заведения. Узел проблем затянулась так туго, что некоторые предрекают коллапс целых секторов отечественной экономики именно из-за кадров. Мощности, оснащенность и средства есть, а работать на предприятиях некому. Так и хочется сказать "прекрасным голосом" вослед знаменитому литературному персонажу: "Так что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея?"

До "кучи" - фактический разгром стройной системы профессиональной ориентации, закрытие без перспективы возобновления работы ПТУ и техникумов, непопулярность рабочих специальностей среди молодежи - причина провалов по целым группам специальностей на рынке труда. Отсюда неутешительные данные статистики: на первое полугодие 2015-го на среднестатистическую вакансию в машиностроении (вообще) в Ленинградской области пришлось 0,4 соискателя, в Санкт-Петербурге - 0,3, по СЗФО - 0,5 соискателя, по России в целом - 0,7. Хотя, например, результаты Мониторинга трудоустройства выпускников вузов Министерства образования и науки РФ неплохие. Интересны и данные "Бюллетеня о состоянии российского образования № 4", июнь 2015 Аналитического центра при правительстве РФ. Но что скрывается за "цифирью"? Неведомо. 

Неужели дебют пока остается в ключе декаламации того литературного персонажа - "это, товарищи, Quasi una fantasia (вроде фантазии)"? Вывод один: система профтехобразования в том виде и том состоянии, в котором она пребывает сегодня не отвечает требованиям времени, оторвана от государственных задач и общественных ожиданий. Программы вузов морально устарели, преподавательский состав не мотивирован на результат своей непосредственной деятельности. Нынешняя система - и система ли? - образования формализовалась и замкнулась на себя, больше ориентирована на собственные корпоративные интересы. Проблемы образования - тема следующих публикациях "Корабела.ру": о кадрах морфлота, крюинге и не только.



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Головешкин Владислав Борисович, 18.10.2015, 02:54Под Владивостоком открыли казино СМИ взахлёб о престижности профессии крупье, официанта, бармена, гардеробщика, курьера. Какие они тонкие психологи и как хороши эти профессии. Ранее наплодили экономистов и юристов и другой офисный и заприлавочный планктон.
Так что налицо программа образования по подготовке прислуги. Охранники, полицаи, барыги, проститутки обоих полов и прочая шалупень.
Ну и конечно госслужба-все на кормлении. В надзорных структурах, которых как грязи все свои и их детки.
-2+
#Михаил К., 19.10.2015, 19:01По -моему, демографическая яма это-  отмазка. В Германии, Японии населения гораздо меньше, и ничего, не страдают, и ВВП хороший имеют даже финансируют других. Это проблема скорее для пенсионного фонда, да и только потому, что производительность труда в стране низкая. Можно все обнаучить, вплоть до телеграфного столба. Если стало меньше народу, то и стране требуется меньше. Больше только бизнесу, если есть потребление. Будет демографических рост - опять будут говорить, что плохо. Работать нужно уметь и управлять.
-0+
#Михаил К., 19.10.2015, 19:09И безработных пусть приплюсуют, в том числе срытых, и лиц после пятидесяти, которых уже нигде не берут.
Свежие новости
Руководители Жатайской судоверфи примут участие в "Морском конгрессе - Дальний Восток"
01:00 / события