В случае аварии, возникшей в результате необеспечения судну администрацией морского порта безопасной стоянки, судовладелец обязан обратиться к капитану морского порта за проведением расследования.
Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 13 августа 2004 года № 81, в пункте 1, установил, что администрация морского порта не несет ответственности за убытки, причиненные в результате необеспечения безопасной стоянки судна, поскольку истец не доказал наличия причинной связи между этими убытками и бездействием администрации.
Администрация морского порта не смогла обеспечить судну истца безопасную стоянку, в результате чего произошла его авария. Истец должен был доказать не только факт причинения вреда, но и то, что вред был причинен непосредственно незаконными действиями (бездействием) администрации порта. Материалами дела также уставлено, что необеспечение безопасной стоянки судна не привело бы к аварии, если бы капитан судна выполнил надлежащим образом возложенные на него обязанности.
В соответствии со статьей 76 КТМ РФ и Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденным Приказом Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 года № 118, аварийное происшествие должно расследоваться капитаном морского порта. Однако ни капитан судна, ни судовладелец, к капитану порта для расследования данного происшествия не обращались.
Действие / бездействие администрации морского порта, при отсутствии обращения за расследованием аварии к капитану порта, а также при неисполнении капитаном судна своих обязанностей даже при отсутствии безопасной стоянки судна, не может быть признано основанием для возмещения администрацией убытков судовладельцу.
Старший партнер, Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга
"Инмарин"