реклама

"Постепенно нам удается убеждать судовладельцев в том, что акватория Азовского СРЗ — безопасное место"

Несмотря на сложные условия на Востоке Украины, промышленные предприятия продолжают работу, на судоремонт и в порты заходят суда. О состоянии судоремонтной отрасли на Украине, о ситуации в Мариуполе и о работе крупнейшего в акватории Азовского моря судоремонтного завода – в интервью Дмитрия Ляшова, генерального директора Азовского судоремонтного завода.
– История Азовского судоремонтного насчитывает более столетия. Скажите, как завод развивался в постсоветское время и что представляет собой сегодня? 

– Азовский судоремонтный входит в число старейших предприятий страны. История его насчитывает уже 129 лет — с 1886 года, когда на месте будущего АСРЗ были заложены первые механические мастерские. Впоследствии именно эти мастерские стали базой крупнейшего на побережье Азовского моря Мариупольского порта и сами обрели самостоятельность как судоремонтное предприятие.

Cтатус судоремонтного завод получал два раза: в 1931 году, когда его признали самодостаточным предприятием, и в 1955, когда ему вернули статус после окончания периода восстановления городского хозяйства.
В послевоенные годы завод специализировался на ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин, пилорам, лебедок, строительстве понтонов, изготовлении якорных канатов и прочего.

В период расцвета судостроения и судоремонта – в 60-80 годы XX века – именно на Азовском судоремонтном впервые в отрасли был построен док грузоподъемностью пять тысяч тонн, и тогда же завод стал единственным поставщиком грейферов для всех портов СССР в системе морского флота. К концу 80-х годов завод был ведущим предприятием Азовского бассейна по ремонту флота, изготовлению судовых деталей, узлов, строительству плавучих доков, катеров. Тогда было налажено серийное строительство морских нефтемусоросборщиков, подъемных доков, лихтеров, плавпричалов и даже трубогибочных станков с нагревом труб токами высокой частоты.

В 2003 году Фонд госимущества Украины передал целостный имущественный комплекс госпредприятия "Азовский судоремонтный завод" в аренду ООО "СРЗ". С 2010 года завод находится под управлением компании "Мариупольская Инвестиционная Группа" и является крупнейшим в акватории Азовского моря судоремонтным предприятием.

– Каковы производственные мощности предприятия сегодня?

– Предприятие предоставляет клиентам из Украины и других стран услуги машиностроения, судостроения, судоремонта и перевалки. Сегодня оно способно обслуживать суда длиной до 200 и шириной до 25 метров. В активе завода находится единственный в акватории Азовского моря плавучий док, грузоподъемностью 15 000 тонн.
Азовский судоремонтный завод (г. Мариуполь) / АСРЗ

Для осуществления грузоперевалок и бесперебойной работы по обработке судов на территории предприятия располагаются восемь причалов общей протяженностью 1,24 километра, которые оснащены портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн и всеми необходимыми энергетическими сетями. Общая площадь для накопления грузов составляет более 21 000 квадратных метров. Глубины у причалов – 8 метров, что позволяет принимать суда практически всех типов.

АСРЗ имеет многолетний опыт строительства несамоходных барж, лихтеров типа "LASH", плавучих доков, причалов, предназначенных для швартовки судов водоизмещением до 5000 тонн, длиной до 105 м, состоящих из трех шарнирно-соединительных понтонов с переходным мостом.

Кроме того, на заводе есть собственный проектно-конструкторский отдел.

– Какие направления деятельности предприятия на сегодня в приоритете?

– Если говорить о таком направлении, как судоремонт и судостроение, то, в силу объективных причин, они, к сожалению, не соответствуют потенциальной мощности предприятия, и с начала текущего года мы отремонтировали только 17 судов.
Буксир "Капитан Маркин" в доке/ АСРЗ

С учетом сложной политической ситуации в регионе, грузооборот и количество флота, задействованного
непосредственно в акватории Азовского моря, сократились, но в плане загрузки производства выручает то, что еще в 90-е годы была проведена диверсификация и было развито машиностроение как дополнительный вид деятельности. Так, за 9 месяцев 2015 года было изготовлено 43 грейфера, а в сентябре мы получили заявку до конца года сделать еще 36. Для сравнения, в прошлом году было всего 34. Можно говорить о том, что доверие и интерес к АСРЗ как предприятию возвращается, несмотря на непростую ситуацию в регионе.

Более того, по результатам мониторинга ситуации в отрасли выходит, что мы сохраняем лидирующие позиции в производстве грузозахватных устройств для горнодобывающих, металлургических предприятий и портовых терминалов.

Кроме того, по мере сил пытаемся работать в режиме порта, но пока наши возможности здесь используются всего на 25-30% от потенциальных. Номинальные мощности АСРЗ по перевалке составляют 1 млн тонн грузов в год. Традиционно это металл, зерновые, ПЕК, удобрения. Но в этом году мы взяли на себя несвойственную группу грузов – это металлолом (правда, объемы пока всего в 2-2,5 тыс. тонн в месяц) и зерновые. Завод и раньше работал по зерновым (немного шрота и пшеницы), но в этом году мы решили существенно модернизировать инфраструктуру для перевалки этих грузов. Мы инвестировали более миллиона гривен (ок. 42 тыс. долларов. - от ред.) в реконструкцию первого причала и завальных ям для прямой перевалки зерновых, привели в порядок подъездные пути и крановое хозяйство. Благодаря этому в пик зерноперевалки вышли на показатель почти 3,5 тыс. тонн в сутки, что для неспециализированного предприятия хороший показатель.

В таких условиях для управляющей компании "Мариупольская инвестиционная группа" и для меня как генерального директора АСРЗ требуется максимально оптимизировать производственный процесс, придерживаться рационального менеджмента и дальше развивать предприятие.

– Как решаете кадровый вопрос – есть ли такая проблема сейчас на Украине?

– Дефицит кадров в той или иной степени стоит перед каждым предприятием. Причем, это касается как инженерного, так и рабочего персонала. Штат нашего предприятия укомплектован, и острой проблемы с кадрами нет. У нас работают опытные практики – судовые механики, штурманы, электромеханики, матросы и мотористы. Они и составляют костяк лучших кадров предприятия.

В то же время мы заинтересованы в квалифицированных инженерах-судоремонтниках и судостроителях, судокорпусниках, судовых электромеханиках. Поэтому на взаимовыгодной договорной основе сотрудничаем с местным Азовским морским институтом Одесской национальной морской академии, который готовит судоводителей и механиков-эксплуатационников, и институтом Одесским институтом инженеров морского флота.
Буксиры в доке / АСРЗ

– Какие суда совершают судозаходы в АСРЗ сегодня?

– На судоремонт стабильно заходят небольшие суда техфлота Мариупольского и Бердянского порта, суда подразделений Администрации морских портов Украины, местные рыбопромысловые сейнеры и траулеры, тогда как мощности предприятия позволяют проводить ремонт 120 судов в год.

Большие суда, на которые рассчитаны наши мощности, в нынешних реалиях с заводом мало сотрудничают.
Надеюсь, временно, до стабилизации ситуации в стране, от нас ушли турецкие и греческие компании, равно как и российские судовладельцы, а это 60-65% наших постоянных клиентов в прошлые годы. В последнее время, к слову, наметился умеренный оптимизм со стороны клиентов в разных областях. Так, с января 2015 года мы заключили шесть договоров по судоремонту и исправно выполняем эти заказы. Партнеры из дальнего зарубежья просто перестраховываются, реагируя на искаженную или преувеличенную информацию о "неблагополучной ситуации" в акватории вокруг Мариуполя.

– Каковы на сегодня конкурентные преимущества предприятия?

– Прежде всего, необходимая инфраструктура и парк оборудования для работы в судоремонте, судостроении, грузоперевалке и машиностроении.

Важно, что на сегодня на АСРЗ сохранен и функционирует весь комплекс судоремонтных услуг. По доковой части выполняем ремонты винт-рулевой группы с восстановлением геометрических размеров методом наплавки, очистку корпусов абразивно-струйным методом, окраску методом безвоздушного распыления и ремонты донно-забортной арматуры с восстановлением рабочих поверхностей.

По корпусной части выполняем ремонт металлоконструкций, ремонт/замену трубопроводов любой сложности, трюмных крышек, конструкций судовых спасательных устройств (шлюпбалки) и трапов.

По механической части – ремонты судовых двигателей внутреннего сгорания, топливной аппаратуры, восстановительные ремонты элементов гидравлики; изготавливаем сменно-запасные части для узлов и механизмов судна, выполняем литейные отливки из цветных и черных металлов.

По электрочасти производим ремонты электродвигателей с выполнением вакуумной пропитки, ремонтно-наладочные работы пневмо- и электроавтоматики, а также системы дистанционного автоматического управления судна.

Несмотря на изменения валютного курса и общий рост цен на энергоносители и металл, мы продолжаем удерживать стоимость услуг и работ на должном уровне.

И пусть, учитывая сегодняшнюю ситуацию в Восточной Украине, судовладельцы неохотно направляют суда в этот регион, а страховые компании не покрывают риски, связанные с возможным повреждением судна по причине боевых действий, все же нам удается убеждать судовладельцев в том, что акватория АСРЗ — безопасное место.
 
Работа в режиме порта / АСРЗ

– Каким вам видится будущее АСРЗ?

– Хотя судостроение на Украине переживает сегодня не самые лучшие времена, я верю в будущее предприятия. Как самый большой судоремонтный завод на Азовском море, он выгодно отличается от других. АСРЗ отличает выгодное географическое расположение, доступность железнодорожного сообщения, разветвленная инфраструктура для оказания комплекса услуг и сохраненный штат квалифицированных специалистов. Чтобы максимально эффективно распорядиться этими преимуществами, мы привлекли компанию Roland Bergers для разработки долгосрочной стратегии развития завода. Разработка выбранной стратегии "сфокусированный универсальный игрок" со специализацией в перевалке, машиностроении, судоремонте и судостроении требует инвестиций в размере более 10 млн долларов в течение пяти лет. Это позволит нам увеличить показатели по каждому из направлений от двух до четырех раз. В данный момент мы занялись активным поиском инвесторов для предприятия.

При этом, чем спокойнее становится в Мариуполе, тем больше появляется откликов.

Беседовал Владислав Букин



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Окская судоверфь произвела закладку киля малого морского танкера
15:25 / судостроение