реклама

Новый "Профессор Зенкевич" приступил к работе

12 сентября на Беломорскую биологическую станцию прибыло новое судно, названное в честь основателя станции "Профессор Зенкевич".
НИС "Профессор Зенкевич" (проект "Аскольд–53") было построено на верфи деревянного судостроения "Варяг" в Петрозаводске. Судно сможет обеспечивать проведение биологических, гидрологических, геологических и геофизических исследований в прибрежной зоне Белого моря.
"Эпоха СЧС – это более десятка рейсов на НИС "СЧС-2032" – среднем черноморском сейнере, который достался нам с легкой руки известного полярника, впоследствии директора Института внутренних вод контр-адмирала И.Д. Папанина при посредничестве академика Л.А. Зенкевича. Так совпало – а, возможно, так было задумано Зенкевичем – что в это же время биостанция обрела научного руководителя — перешедшего в 1969 г. из ИО АН в Университет Константина Владимировича Беклемишева, и последующие годы стали в ее истории самыми конструктивными в исследовательском отношении.

Впервые после выполнявшегося в русле продукционных исследований литорального проекта второй половины 40-х г.г., которым руководила В.А. Броцкая, реализовалась на новом уровне, генеральная идея "отцов-основателей" – то, что сейчас называется обучением через исследование..."
"Семидесятые годы: "эпоха СЧС", Т.А. Бек, 2015 г.

*** 
Беломорская биологическая станция имени Н. А. Перцова (ББС МГУ) — учебно-научный центр МГУ, расположенный на Карельском берегу Кандалакшского залива Белого моря в 15 км от железнодорожной станции Пояконда.

ББС была основана в 1938 году по инициативе академика Льва Александровича Зенкевича, который руководил в те годы кафедрой зоологии беспозвоночных в МГУ. И с самого своего основания центр занимался проведением морских научных исследований в северном регионе, подготовкой специалистов, организацией полевых студенческих практик.

В начале 90-х годов стране стало не до науки, финансирование ББС практически полностью прекратилось. За безденежье биостанцию отключили от электроснабжения, а линии электропередач сдали в металлолом. Но и тогда ни на один сезон не прекращались студенческие практики, а сотрудники умудрялись работать с микроскопами при свечах и карманных фонариках.

"Но самой большой утратой для морского стационара стала потеря судна ["Профессор Зенкевич"], которое отправили в ремонт, но не смогли выкупить", – рассказывал декан биологического факультета МГУ, академик РАН Михаил Кирпичников в интервью "Российской газете".

Обгоревший остов НИС "Профессор Зенкевич" до сих пор стоит на территории СРЗ №176 в Архангельске.

Судьбу судна могла повторить и сама биологическая станция, если бы не бывшие студенты и стройотрядовцы. Активисты образовали фонд "Друзья ББС", стали помогать — деньгами, генераторами, компьютерами. Мало-помалу возобновилось строительство, наладили водоснабжение. Затем при поддержке РАО "ЕЭС России" была построена новая линия электропередачи. Стали проводиться исследования, в том числе и морские.

А 12 сентября на Беломорскую биологическую станцию прибыло новое судно, названное в честь основателя станции "Профессор Зенкевич". История закольцевалась.
НИС "Профессор Зенкевич" / "Варяг", ЗАО

НИС "Профессор Зенкевич" (проект "Аскольд–53") было построено на верфи деревянного судостроения "Варяг" в Петрозаводске. Как и его дальний родственник, оно сможет обеспечивать проведение биологических, гидрологических, геологических и геофизических исследований в прибрежной зоне Белого моря.
 
Верфь, которая работает с деревом

Верфь деревянного судостроения "Варяг" существует уже почти 25 лет. Всего с 1991 года на предприятии построено около 30 парусно-моторных судов и более 200 лодок и шлюпок.

Свою деятельность предприятие начинало с выпуска парусно-моторных шхун по проекту "Грумант – 58". Прототипом этих судов послужили шхуны из альбома шведского кораблестроителя Чапмена "ARHITEСTURA NAVALIS MERCATORIA" XVIII века. Всего по этому проекту было построено 5 шхун, которые работают в странах Западной Европы: " Pickle" находится в Англии, "Pandora" – в Генуе, остальные в Испании, в Уэльсе и на Канарских островах.

В 1991 году на "Варяге" был построен корабль "Святой Петр", который участвовал в съемках всех трех частей "Пиратов Карибского моря".
"Святой Петр" – это двухмачтовое судно, стилизованное под парусник XVIII века, длиной 16 метров, шириной 4 метра, с дизельным двигателем.
Под командованием Владимира Мартуся судно побывало во Франции и Англии, поработало в Санкт-Петербурге, а затем совершило переход в Карибское море, где находится до сих пор.

Рассказывает Павел Мартюков: "На русском Севере традиции деревянного зодчества и вообще использования древесины имеют очень глубокие корни. Раньше из дерева строили не только дома, но и практически все, что необходимо для жизни, в том числе и лодки.
В крестьянском хозяйстве на лодках ловили рыбу, перевозили сено, переплавляли скот. В течение веков были выработаны наиболее оптимальные, приспособленные для местных условий типы гребных и парусных судов, таких, например, как знаменитые кижанки или водлозерки. Деревянные лодки строились практически в любой деревне. Суда покрупнее строились на специализированных верфях. Например, в Петрозаводске еще в 80-е годы два предприятия — завод "Авангард" и Петрозаводская судоверфь — серийно выпускали деревянные суда.
Наше предприятие в начале 90-х включилось в этот процесс, но мы решили специализироваться на историческом судостроении, так как, во-первых, эта тема была любима с детства, т.е. можно было сочетать работу и хобби, а во-вторых, мы понимали, что вряд ли нам удастся найти заказчиков на большую серию деревянных катеров или промысловых ботов"
.

После 1995 года на верфи строились различные промысловые боты, моторные катера и парусно-моторные суда в "ретро-стиле".
В последние годы со стапелей верфи сходили древнерусские ладьи, и ганзейские когги, и парусники XVII – XVIII веков. Было освоено строительство мелких гребных и парусно- гребных судов: фофанов (в двух вариантах – гребном и парусном) и шлюпок.
На шлюпках постройки верфи "Варяг" тренируются курсанты морских и речных училищ, а также клубов юных моряков как в России, так и в ближнем зарубежье.
НИС "Профессор Зенкевич" / "Варяг", ЗАО

Рассказывает Павел Мартюков: "Не обошел нас вниманием и кинематограф. Первым опытом было строительство стругов для кинофильма "Ермак". Затем, в 1996 году, к нам обратились англичане, которые начинали подготовку к съемке телевизионного многосерийного фильма "Хорнблауэр" по серии романов Форестера. За год мы построили 11 действующих копий военных и торговых судов XVIII века длиной от 5 до 11 метров, а также несколько гребных судов.
В 2007 году для фильма "Пассажирка" режиссера Станислава Говорухина мы построили 6-метровую копию барка "Крузенштерн". Фильм снимался по рассказу Станюковича и настоящий "Крузенштерн" изображал в фильме русский военный клипер "Смелый". Для этого на палубу установили орудия, фальшивые рубки и дымовую трубу и тщательно замаскировали все современное оборудование. По сценарию для сцены шторма было решено использовать модель, которую снимали в специальном бассейне. Внешне модель должна была полностью повторять оригинал, поэтому пришлось повозиться с большим количеством мелких деталей и проводкой такелажа. Но когда мы увидели фото нашей модели и настоящего "Крузенштерна", то поняли, что старались не зря"
.

При том, что все суда, которые строила и строит верфь "Варяг", объединены одним термином "ретро", безопасность и комфорт остаются на первом месте. Это касается и конструкции корпуса, и комплектации оборудованием. Однако это никоим образом не затрагивает исторический облик судна.

Как говорят на предприятии, "пусть строятся пластиковые и металлические суда, но дерево тоже должно жить и радовать нас своим теплом". Тот случай, когда технический прогресс отлично сочетается с традициями прошлого.

Новый "Профессор Зенкевич"

Корпус катера выполнен из судостроительной сосны, имеет круглоскулые обводы с транцевой кормой.
На корпусе судна имеется закрытая остекленная рулевая рубка и рабочая рубка- салон.

Продольный и поперечный набор — ламинированный, обшивка корпуса однослойная, выполнена вгладь с креплением досок обшивки шурупами. 
НИС "Профессор Зенкевич" / "Варяг", ЗАО

Технические характеристики судна "Профессор Зенкевич":
 
Длина габаритная, м 18,4
Ширина корпуса габаритная, м 5,1
Высота борта на миделе, м 2,5
Осадка, м 1,7
Мощность двигателя, л.с. 175
Количество спальных мест, чел 12
Водоизмещение, т 40
Запас топлива, куб.м. 6
Скорость под двигателем, узл. 8
Экипаж, чел 6

В носовой части судна расположен форпик, оборудованный стеллажами для хранения шкиперского имущества и цепным ящиком. Далее расположены две двухместные каюты, помещение санузла по ЛБ и душевой по ПБ и салон – лаборатория. В кормовой части корпуса находится машинное отделение и ахтерпик. На верхней палубе расположены рулевая рубка, рубка – салон с камбузом и мягкими диванами, а также помещение "мокрой" лаборатории.

Для проведения научно-исследовательских работ на рабочей палубе в кормовой части установлены две электрические лебедки с тяговым усилием 10 кН и одна лебедка с усилием 1 кН. Управление лебедками осуществляется пультами управления на рабочей палубе. В районе транца установлен металлический портал высотой 4,5 м.

Движение судна обеспечивает дизельный двигатель ЯМЗ3-238М2 с реверс-редуктором мощностью 175 л.с.
НИС "Студент МГУ" / "Варяг", ЗАО

Рассказывает директор верфи деревянного судостроения "Варяг" Павел Мартюков: "Профессор Зенкевич" – уже второе судно, которое мы реализовали по заказу беломорской биологической станции. В 2011 году для нужд ББС мы построили НИС "Студент МГУ" (проект "Аскольд-40"). Судно уже зарекомендовало себя с лучшей стороны.
Проекты катеров "Аскольд–40" и "Аскольд-53" универсальные. На их базе можно строить прогулочные или промысловые суда. Поэтому надеемся, что серия продолжится, в том числе будут заказы и со стороны ББС"
.
"Варяг", ООО Петрозаводск
+7(8142)73-35-80, +7(8142)553-390



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
МРК "Буря" завершает государственные испытания в Балтийском море
21:12 / вмф