реклама

Мустафа Кашка: «В деле сохранения ледокола «Арктика» многое будет зависеть от общественности города на Неве»

Не утихают споры о судьбе атомного ледокола «Арктика» («WWW.KORABEL.RU» №2 (20). Множество экспертов строят свои прогнозы и считают во что обойдется государству утилизация судна или же его переоборудование в музей.

Статус музея в 2008 году уже приобрел первенец атомного ледокольного флота - «Ленин». За 5 лет работы он уже стал главной достопримечательностью Мурманска. И сторонники сохранения «Арктики» в своих доводах опираются не только на патриотичные плюсы «сохранения исторических ценностей», но и на успешный опыт эксплуатации «Ленина» в новой должности.

О достижениях за пять лет работы атомохода, как музея, а также с чего все начиналось «Корабелу» рассказал первый заместитель генерального директора – главный инженер ФГУП «Атомфлот» - Мустафа Кашка.
Расскажите, пожалуйста предысторию переоборудования ледокола «Ленин», как решались бюрократические вопросы? С какими трудностями пришлось столкнуться?

Cамой постановке атомного ледокола «Ленин» на место своей нынешней стоянки у Морского вокзала Мурманска предшествовал целый ряд проблем.  И эти проблемы имели свою цену, которую ни в рублях, ни в какой-то другой валюте не измерить. После вывода атомохода «Ленин» из эксплуатации в 1989 году, несмотря на многочисленные заявления общественности о необходимости сохранения ледокола как памятника истории и культуры, Минморфлот готовил приказ о списании и направлении судна на утилизацию. Но благодаря решительным усилиям мурманской общественности, которую поддержали ведущие предприятия России, работающие в Арктике, акцию государственного вандализма удалось остановить. Затем энтузиастами был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». За 8 с небольшим лет удалось собрать необходимые средства и организовать работу по постановке судна к месту своей мемориальной стоянки.

Всех активистов не перечислить, но считаю необходимым выделить людей, которые возглавили это непростое дело - Бориса Макаровича Соколова, который в течении 40 лет был капитаном на «Ленине», и принявшего у него эстафету Анатолия Васильевича Александровича - президента Фонда поддержки атомного ледокола. Результатом общей работы стали 150 миллионов рублей, в основном, пожертвований предприятий и частных лиц. Некоторые сделали свой вклад в общее дело, выполнив определенные работы.

5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» встал у причала рядом с Морским вокзалом города-героя Мурманска. Дальнейшее переоборудование атомохода в музейный центр шло уже более последовательно и планомерно.
Атомный ледокол "Ленин" / Атомфлот
А помимо энтузиастов кто еще финансировал ход работ?

Когда стартовал проект создания Информационного центра по атомной энергии на борту судна, финансировал работы «Росатом» в сумме порядка трех миллионов рублей. Конечно, принимал участие и Росатомфлот, как звено Государственной корпорации.
В рамках проекта по европейской программе ТАСИС (Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) была потрачена часть средств, которые пошли на создание выставки «Кольский атом» на борту ледокола. Еще 1 млн 200 тысяч рублей из средств Фонда поддержки атомного ледокола «Ленин» была направлена на технический переоборудование жилой палубы в выставочный центр.

Следующий проект, который финансируется по программе приграничного сотрудничества Еврокомиссии «КолАрктик МП» (Kolarctic), посвящен созданию выставок на ледоколе «Ленин», в музее «Полария» в норвежском Тромсе и в «Арктикум-центре» (Лапландский университет в финском Рованиеми). На создание трех выставок выделяется порядка 1 млн 200 тыс евро. Проект называется «Арктикцентр «Атомный ледокол «Ленин» - по головному объекту. И кроме истории развития атомного ледокольного флота он включает в себя показ природной среды Арктики: изменение климата, льды, белые медведи и другие обитатели полярных широт. Надеемся, что эта выставка будет открыта к 55-летнему юбилею атомного ледокольного флота,  в декабре 2014 года.
Хотелось бы также создать выставочный зал на борту атомохода «Ленин» для размещения передвижных экспозиций, оборудованный по стандарту «климат- музей» с фиксированной температурой и влажностью.

Есть ли особенности эксплуатации атомного ледокола в качестве музея?

Отличия в эксплуатации атомохода-музея в сравнении с обычными ходящими в море судами огромные. За один год преобразовать ледокол в музей невозможно. Атомоход «Ленин» готовился к этому 20 лет, и все эти годы экипаж проводил на борту те или иные технические решения – зачастую на уровне рацпредложений.

Постепенно, методом проб и ошибок, ледокол был приведен в требуемое состояние. На действующем атомном ледоколе пар берется от реакторной установки, электричество – либо от штатных электростанций, либо от дизеля. Здесь же все иначе: электропитание можно получать только с берега, воду - также от береговой магистрали, идущей от судоремонтного завода, расположенного по соседству. Все отходы жизнедеятельности собираются в цистерну, накапливаются, раз в месяц приходит автоцистерна с предприятия атомного флота и забирает их.

Решение вопросов эксплуатации первого атомохода в стоечном режиме было своеобразной прелюдией проекта с чисто историческими задачами, который получил теперь, как я сказал выше, международный статус. И здесь уже порядок финансирования переоборудования ледокола измеряется десятками миллионов рублей. Речь идет о переделке жилой палубы под музейные экспозиции, скоро ледокол к этому будет  готов.

Что говорит статистика, количество посетителей ледокола «Ленин »растет?

За четыре с половиной года на атомоходе побывало примерно 135 тысяч посетителей — это, примерно, по две с половиной тысячи посетителей в месяц. В первый год было больше – по 3-4 тысячи человек. Хотя сейчас, в октябре, было опять четыре тысячи посетителей, в связи с тем, что ледокол долго отсутствовал на своем постоянном месте базирования, проводилось его докование на судоремонтном заводе. Подняла посещаемость и российско-австрийская выставка современного искусства на борту ледокола по программе Австрийского культурного сезона в России, реклама которой идет постоянно в СМИ.

Какие мероприятия проводятся сейчас на борту, помимо обычных экскурсий?

Мы предоставляем помещения для конференций, которые проводят различные категории организаций и людей. Наши студенты и представители встречались с министром образования Мурманской области, обсуждали вопрос проведения образовательной деятельности на борту ледокола. Совместно с институтом усовершенствования учителей планируется разработать и проводить на борту для школьников уроки истории, физики, химии, географии, биологии.

Туризм - это экономическая составляющая посещений ледокола людьми, здесь все понятно, а вот образовательной деятельности в стране сегодня не так много. Несмотря на это наша задача состоит в том, чтобы вовлекать музеи в образовательную деятельность, потому как она очень важна. Это перспектива развития любого музея и его наполняемости, это и работа с молодежью.

Каковы взаимоотношения с местными властями, чем они помогают? С ветеранами и бывшими работниками ледокола работаете?

С областной  администрацией контакты в последнее время очень тесные. Они хорошо нас поддерживают сегодня как раз по вопросу создания образовательной программы.
Необходимо плотнее поработать с Советом ветеранов «Атомфлота», чтобы «ленинцы» выступали перед людьми прямо на своих бывших рабочих местах  на ледоколе.
Атомный ледокол "Ленин" / Атомфлот
Из каких экспонатов составлялись экспозиции на ледоколе?
Основной экспонат Арктического выставочного центра, образно говоря, сам атомный ледокол. Поэтому изначально мы ориентировались на то, чтобы максимально сохранить его в первозданности, чтобы какие-то реконструкции помещений на борту не задевали историческую зону. Кстати, в нее входит и небольшой музей, созданный силами экипажа еще в период эксплуатации ледокола. Там собраны исторические реликвии, документы, фотографии, подарки экипажу, сделанные гостями и посетителями ледокола. В помещениях же, которые показывают экскурсоводы, экспонатами являются приборы, системы, механизмы и прочие аксессуары, связанные с повседневной эксплуатацией. При этом нет практически никаких муляжей, все оригинальное, сохраненное со времени вывода ледокола из активной эксплуатации.

Каково сейчас техническое состояние ледокола?

Ледокол «Ленин» относится к категории плавающего судна, постоянно контролируется Регистром судоходства,  Атомнадзором. В сентябре ледокол стоял в доке, где был проведен плановый осмотр, делались замеры толщин корпуса, проверялось состояние сварных швов, как с любым плавающим судном. Но осмотры действующих ледоколов проводятся раз в один-два года, а атомохода «Ленин» - раз в 10 лет.
Нынешний осмотр подтвердил хорошее состояние ледокола, и он спокойно еще 10 лет простоит без каких-либо серьезных вмешательств.

В 80-90-е годы существовали мифы о том, что атомоход «Ленин» «фонит», в принципе они живы и сейчас. Имеют ли они под собой почву?

Никакого сверхнормативного, не соответствующего природному, радиоактивного фона на борту нет. Ежемесячно проводится обход центрального отсека, служба радиационной безопасности делает замеры: фон не превышает допустимый. Его и в принципе не может быть: из реакторов выгружено топливо, один реактор вообще забетонирован. Реакторы у нас теперь рассматриваются как объекты показа, они абсолютно безопасны.

Внесены ли были какие-то изменения в машинном отделении при переоборудовании ледокола?

Наша задача показать людям ледокол таким, как будто он и сегодня в строю. Поэтому мы сделали в машинном отделении демонстрационный стенд: сняли кожух турбины, и она вращается прямо на глазах у посетителей. Скорость вращения, конечно, меньше эксплуатационной - тогда было 6 тысяч оборотов в минуту, сейчас - два оборота в секунду. В хорошем состоянии пост энергетики и живучести, откуда происходило управление реакторами. Одним словом, пройдя по судну, можно получить полное представление о том, что такое атомоход.

Как Вы относитесь к идее преобразования в музей не менее легендарного атомного ледокола «Арктика»?

Да, с 2008 года «Арктика» выведена из активной эксплуатации, время никого не щадит. Но о ее дальнейшей судьбе в каком-то новом качестве можно сегодня говорить лишь предположительно. Очевидно, что если и появится решение о постановке этого ледокола на вечную стоянку, то оно будет связано не с Мурманском. Чаще всего называется Санкт-Петербург – строительная колыбель атомного ледокольного флота. А это означает, что многое будет зависеть, в деле сохранения этого ледокола, от местных властей, деловых кругов, общественности города на Неве. 


Беседовал Владислав Букин
 
Особую благодарность в подготовке материала автор выражает сотруднику внешне-экономических связей ФГУП "Атомфлот" Владимиру Михайловичу Блинову и генеральному директору ООО "Севгипрорыбфлот" Василию Дмитриевичу Шайтанову.
"Атомфлот", ФГУП
Мурманск
+7 (8152) 553-355
"Кимек Мурманск", ООО Мурманск
+7 (8152) 60-13-31



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости