реклама

Мурманскому морскому торговому порту 94 года!

0 3825 5 мин
"Первый в Мурманском порту отшвартовался 1 сентября 1915 года. Первый поезд прошел по линии Семеново - Кандалакша 23 апреля 1916 года. Вся Мурманская дорога была принята во временную эксплуатацию 28 ноября 1916 года. Эти даты устанавливают начало деятельности двух первых постоянных предприятий Мурмана" 
Мурманский морской торговый порт был основан в 1915 году. Планы создания мощного торгового порта на Кольском побережье Баренцева моря вынашивались царским правительством еще в середине ХIХ века. Однако по разным причинам реализация их откладывалась. Подтолкнула строительство Первая мировая война, так как самым коротким и надежным путем доставки вооружения, закупаемого за границей был путь через незамерзающий Кольский залив. Все первоочередные объекты, в том числе и причалы, строили из дерева.
С первых дней существования незамерзающий и глубоководный порт на севере России приобрел важнейшее значение для экономики и обороноспособности страны. В начале октября 1923 года в Мурманск из Бремена пришло первое иностранное судно с хлопком для Всероссийского текстильного синдиката.           10 декабря отправкой на Запад российского зерна началась экспортная компания.    4 марта 1930 года через порт была отправлена в Гамбург первая партия апатитового концентрата. Новый этап в развитии Мурманского порта начался с созданием Главного Управления Северного морского пути. Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объемы грузооборота. Порт укрепил позиции важнейшего звена в народном хозяйстве всего Северо- Запада России.
Одна из самых ярких страниц истории  порта - самоотверженная работа в годы Великой Отечественной войны, проявленный патриотизм и мужество коллектива порта. Фашисты, стремясь сделать Мурманск плацдармом для наступлений на центральную часть России, подвергли город  жесточайшим бомбардировкам, в первую очередь порт и железнодорожные станции готовившихся к приему союзных конвоев. Первый караван прибыл в порт 11 января 1942 года.
После войны Мурманский порт наряду с железной дорогой стал основой транспортного сообщения при освоении природных богатств Кольского полуострова и Норильского промышленного района. Продолжалось активное освоение западного сектора Арктики. События последнего десятилетия ХХ века по разному отразились на судьбе предприятий страны. Мурманский порт сумел найти себя в условиях новой экономической реальности, сберег то, что было создано героическим трудом предшественников, вступил в новые времена готовым к труду и дальнейшему совершенствованию.
В 1994 году в результате приватизации было создано акционерное общество «Мурманский морской торговый порт». В период реформирования акционерное общество сохранило производственную и социальную стабильность и является одной из крупнейших стивидорных компаний на Северо-Западе России.
В последние годы порт переживает новое рождение - расширяется, модернизируется. Без очередного этапа обновления перегрузочного оборудования, к которому порт активно приступил в 2004 году, не возможно было наращивание объемов грузопереработки.
Особые показатели были достигнуты в  2006 году, грузооборот составил 14,55 млн. тонн. Увеличение по сравнению с 2003г. составило 60%. Одновременно с обновлением оборудования идет строительство и модернизация перегрузочных комплексов. Вкладываются средства  в ремонт и дноуглубление  причалов. Для более эффективного использования существующих производственных мощностей произведена реконструкция и строительство железнодорожных и подкрановых путей.
Ежесуточный вагонооборот достиг 1500-1600 единиц, выгрузка угля – свыше 600 вагонов, фронт выгрузки -  250 единиц. Ежегодно обрабатывается до 550 судов и 220 тысяч вагонов. Емкость открытых складских площадей для навалочных грузов составляет 700 тыс. тонн. В 2008 году грузооборот порта вырос до 14,32 млн. тонн. По итогам работы за 8 месяцев 2009 грузооборот составил       10 млн. 457 тыс. тонн, что на 12% выше, аналогичного периода 2008 года.
Порт достиг высоких результатов не только благодаря технике, ведь главное - это люди. На сегодняшний день численность работников Общества оптимальна и насчитывает 1830 человек. Коллектив работает слаженно и высокопрофессионально. Не смотря на происходящие в обществе процессы, на предприятии сохранено ядро высококвалифицированных специалистов, в разные годы окончивших Одесский институт инженеров морского флота известный как самый престижный ВУЗ в системе морского образования бывшего СССР. Идет работа над постоянным повышением квалификации рабочих и руководителей. Порт имеет собственный  учебно-курсовой комбинат, который готовит специалистов  более чем по 50 специальностям, всего за год выпускается около 800 специалистов рабочих профессий. Ежегодно в порту создаются новые рабочие места, в 2008году введено 65 мест,  с начала этого года введено дополнительно 12. Коллектив пополняется молодыми специалистами, большая часть из них - выпускники Новосибирской государственной академии водного транспорта. Налажено сотрудничество с Санкт-Петербургским университетом водных коммуникаций. В 2009 году один курсант по целевому направлению принят на обучение в государственную морскую академию им. адмирала С.О.Макарова.
Стремясь к привлечению молодых специалистов Общество предоставляет широкие возможности для совершенствования способностей и развития управленческих и профессиональных навыков. Оказывается финансовая поддержка. В 2008 году по  Программе помощи молодым специалистам 11 человек воспользовались договором займа для приобретения жилья. На эти цели было выделено 3 млн. 300 тыс. руб., в 2009 году - 5 млн. руб. В социальный пакет ОАО «Мурманский морской торговый порт» входит финансирование добровольного медицинского страхования, страхование от несчастного случая, профилактика заболеваний и санаторно-курортное лечение. Большое внимание уделяется физической культуре и спорту.
Порт имеет: яхт-клуб, турбазу для отдыха сотрудников в живописном месте на берегу реки Тулома, оплачивается аренда спортивных залов, ледовые площадки для хоккеистов, дорожка в плавательном бассейне, также портовики имеют возможность  заниматься в  расположенном на территории порта спортивно - оздоровительном комплексе, оборудованном самыми современными тренажерами.
Поисковый отряд «Подводник» благодаря  финансовой поддержке предприятия, ежегодно  проводит экспедиции по местам боев  Великой Отечественной  войны. В 2008 году на содержание объектов социальной сферы и выполнение программ социального характера Обществом израсходовано более 86 млн. руб. Комплекс существующих мероприятий помогает Обществу привлекать и заинтересовывать высококвалифицированных специалистов и с максимальной эффективностью использовать потенциал рабочих, служащих и руководителей. Мурманский морской торговый порт давно и прочно занимает лидирующие позиции среди портов Северного бассейна, подтверждая статус самого крупного в мире порта за Полярным кругом.
С учетом всех благоприятных факторов назрела необходимость дальнейшего развития Мурманского порта для увеличения объемов перевалки угля, контейнерных грузов и создания специализированных комплексов. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2008 г. № 1821-р было принято решение по реализации комплексного инвестиционного проекта "Развитие Мурманского транспортного узла" (МТУ) и выделены значительные бюджетные средства. Проект развития МТУ входит в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Суммарный объём инвестиций в проект составит 160,34 млрд. руб.
Предполагается, что в 2010 году суммарный грузооборот составить 36 млн. тонн, а к 2020 году – 84 млн. тонн. Развитие МТУ будет проходить по двум берегам Кольского залива. Предполагается строительство угольного терминала мощностью до 20 млн. тонн в год и нефтеналивного терминала грузооборотом до 35 млн. тонн в год на ещё не освоенном западном берегу. Угольный терминал будет обеспечиваться сырьем из Кузбасса, нефтяной – со Штокманского месторождения. На восточном берегу планируется строительство контейнерного терминала и создание логистического центра (сухой порт).
Строительство первой очереди контейнерного терминала планируется построить на базе  первого грузового района ОАО «Мурманский морской торговый порт», мощностью до 350 TEU в год. Масштабное формирование Мурманского транспортного узла предполагает гармоничное развитие всех видов транспорта и инфраструктуры по обеспечению грузопотока.
Развитие Мурманского транспортного узла определяет перспективы Арктической зоны Российской Федерации и устанавливает новые взаимоотношения с американскими, европейскими и азиатскими торговыми партнерами. Логистика показывает, что доставка груза из Китая и стран Азии через порт Мурманск на Восточное побережье Америки на 5-7 тыс. км. короче, чем доставка по традиционно сложившемуся транспортному маршруту через Панамский канал, что позволит существенно сократить затраты и время на грузоперевозку.
Будущее ОАО «Мурманский морской торговый порт» тесно связано  с реализацией программы развития Мурманского транспортного узла являющейся одним из приоритетных проектов стратегии развития транспорта Российской Федерации. Именно реализация такого типа проектов будет способствовать диверсификации экономики, дальнейшему динамическому экономическому росту.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
МРК "Буря" завершает государственные испытания в Балтийском море
21:12 , 18 Апреля 2024 / вмф