Мурманский морской торговый порт был основан в 1915 году. Планы создания мощного торгового порта на Кольском побережье Баренцева моря вынашивались царским правительством еще в середине ХIХ века. Однако по разным причинам реализация их откладывалась. Подтолкнула строительство Первая мировая война, так как самым коротким и надежным путем доставки вооружения, закупаемого за границей был путь через незамерзающий Кольский залив. Все первоочередные объекты, в том числе и причалы, строили из дерева.
С первых дней существования незамерзающий и глубоководный порт на севере России приобрел важнейшее значение для экономики и обороноспособности страны. В начале октября 1923 года в Мурманск из Бремена пришло первое иностранное судно с хлопком для Всероссийского текстильного синдиката. 10 декабря отправкой на Запад российского зерна началась экспортная компания. 4 марта 1930 года через порт была отправлена в Гамбург первая партия апатитового концентрата. Новый этап в развитии Мурманского порта начался с созданием Главного Управления Северного морского пути. Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объемы грузооборота. Порт укрепил позиции важнейшего звена в народном хозяйстве всего Северо- Запада России.
Одна из самых ярких страниц истории порта - самоотверженная работа в годы Великой Отечественной войны, проявленный патриотизм и мужество коллектива порта. Фашисты, стремясь сделать Мурманск плацдармом для наступлений на центральную часть России, подвергли город жесточайшим бомбардировкам, в первую очередь порт и железнодорожные станции готовившихся к приему союзных конвоев. Первый караван прибыл в порт 11 января 1942 года.
После войны Мурманский порт наряду с железной дорогой стал основой транспортного сообщения при освоении природных богатств Кольского полуострова и Норильского промышленного района. Продолжалось активное освоение западного сектора Арктики. События последнего десятилетия ХХ века по разному отразились на судьбе предприятий страны. Мурманский порт сумел найти себя в условиях новой экономической реальности, сберег то, что было создано героическим трудом предшественников, вступил в новые времена готовым к труду и дальнейшему совершенствованию.
В 1994 году в результате приватизации было создано акционерное общество «Мурманский морской торговый порт». В период реформирования акционерное общество сохранило производственную и социальную стабильность и является одной из крупнейших стивидорных компаний на Северо-Западе России.
В последние годы порт переживает новое рождение - расширяется, модернизируется. Без очередного этапа обновления перегрузочного оборудования, к которому порт активно приступил в 2004 году, не возможно было наращивание объемов грузопереработки.
Особые показатели были достигнуты в 2006 году, грузооборот составил 14,55 млн. тонн. Увеличение по сравнению с 2003г. составило 60%. Одновременно с обновлением оборудования идет строительство и модернизация перегрузочных комплексов. Вкладываются средства в ремонт и дноуглубление причалов. Для более эффективного использования существующих производственных мощностей произведена реконструкция и строительство железнодорожных и подкрановых путей.
Ежесуточный вагонооборот достиг 1500-1600 единиц, выгрузка угля – свыше 600 вагонов, фронт выгрузки - 250 единиц. Ежегодно обрабатывается до 550 судов и 220 тысяч вагонов. Емкость открытых складских площадей для навалочных грузов составляет 700 тыс. тонн. В 2008 году грузооборот порта вырос до 14,32 млн. тонн. По итогам работы за 8 месяцев 2009 грузооборот составил 10 млн. 457 тыс. тонн, что на 12% выше, аналогичного периода 2008 года.
Порт достиг высоких результатов не только благодаря технике, ведь главное - это люди. На сегодняшний день численность работников Общества оптимальна и насчитывает 1830 человек. Коллектив работает слаженно и высокопрофессионально. Не смотря на происходящие в обществе процессы, на предприятии сохранено ядро высококвалифицированных специалистов, в разные годы окончивших Одесский институт инженеров морского флота известный как самый престижный ВУЗ в системе морского образования бывшего СССР. Идет работа над постоянным повышением
квалификации рабочих и руководителей. Порт имеет собственный учебно-курсовой комбинат, который готовит специалистов более чем по 50 специальностям, всего за год выпускается около 800 специалистов рабочих профессий. Ежегодно в порту создаются новые рабочие места, в 2008году введено 65 мест, с начала этого года введено дополнительно 12. Коллектив пополняется молодыми специалистами, большая часть из них - выпускники Новосибирской государственной академии водного транспорта. Налажено сотрудничество с Санкт-Петербургским университетом водных коммуникаций. В 2009 году один курсант по целевому направлению принят на обучение в государственную морскую академию им. адмирала С.О.Макарова.
Стремясь к привлечению молодых специалистов Общество предоставляет широкие возможности для совершенствования способностей и развития управленческих и профессиональных навыков. Оказывается финансовая поддержка. В 2008 году по Программе помощи молодым специалистам 11 человек воспользовались договором займа для приобретения жилья. На эти цели было выделено 3 млн. 300 тыс. руб., в 2009 году - 5 млн. руб. В социальный пакет ОАО «Мурманский морской торговый порт» входит финансирование добровольного медицинского страхования, страхование от несчастного случая, профилактика заболеваний и санаторно-курортное лечение. Большое внимание уделяется физической культуре и спорту.
Порт имеет: яхт-клуб, турбазу для отдыха сотрудников в живописном месте на берегу реки Тулома, оплачивается аренда спортивных залов, ледовые площадки для хоккеистов, дорожка в плавательном бассейне, также портовики имеют возможность заниматься в расположенном на территории порта спортивно - оздоровительном комплексе, оборудованном самыми современными тренажерами.
Поисковый отряд «Подводник» благодаря финансовой поддержке предприятия, ежегодно проводит экспедиции по местам боев Великой Отечественной войны. В 2008 году на содержание объектов социальной сферы и выполнение программ социального характера Обществом израсходовано более 86 млн. руб. Комплекс существующих мероприятий помогает Обществу привлекать и заинтересовывать высококвалифицированных специалистов и с максимальной эффективностью использовать потенциал рабочих, служащих и руководителей. Мурманский морской торговый порт давно и прочно занимает лидирующие позиции среди портов Северного бассейна, подтверждая статус самого крупного в мире порта за Полярным кругом.
С учетом всех благоприятных факторов назрела необходимость дальнейшего развития Мурманского порта для увеличения объемов перевалки угля, контейнерных грузов и создания специализированных комплексов. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2008 г. № 1821-р было принято решение по реализации комплексного инвестиционного проекта "Развитие Мурманского транспортного узла" (МТУ) и выделены значительные бюджетные средства. Проект развития МТУ входит в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Суммарный объём инвестиций в проект составит 160,34 млрд. руб.
Предполагается, что в 2010 году суммарный грузооборот составить 36 млн. тонн, а к 2020 году – 84 млн. тонн. Развитие МТУ будет проходить по двум берегам Кольского залива. Предполагается строительство угольного терминала мощностью до 20 млн. тонн в год и нефтеналивного терминала грузооборотом до 35 млн. тонн в год на ещё не освоенном западном берегу. Угольный терминал будет обеспечиваться сырьем из Кузбасса, нефтяной – со Штокманского месторождения. На восточном берегу планируется строительство контейнерного терминала и создание логистического центра (сухой порт).
Строительство первой очереди контейнерного терминала планируется построить на базе первого грузового района ОАО «Мурманский морской торговый порт», мощностью до 350 TEU в год. Масштабное формирование Мурманского транспортного узла предполагает гармоничное развитие всех видов транспорта и инфраструктуры по обеспечению грузопотока.
Развитие Мурманского транспортного узла определяет перспективы Арктической зоны Российской Федерации и устанавливает новые взаимоотношения с американскими, европейскими и азиатскими торговыми партнерами. Логистика показывает, что доставка груза из Китая и стран Азии через порт Мурманск на
Восточное побережье Америки на 5-7 тыс. км. короче, чем доставка по традиционно сложившемуся транспортному маршруту через Панамский канал, что позволит существенно сократить затраты и время на грузоперевозку.
Будущее ОАО «Мурманский морской торговый порт» тесно связано с реализацией программы развития Мурманского транспортного узла являющейся одним из приоритетных проектов стратегии развития транспорта Российской Федерации. Именно реализация такого типа проектов будет способствовать диверсификации экономики, дальнейшему динамическому экономическому росту.