реклама

Материалы конференции "Российское судостроение": доклады Министерства промышленности и торговли РФ и ПФ "Союзпроектверфь"

0 4155 8 мин
"Корабел.ру" публикует доклады участников конференции "Российское судостроение", которая проходила в Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2015 года. Сегодня вашему вниманию представлены сообщения от Министерства промышленности и торговли России и проектной фирмы "Союзпроетверфь".
"Текущее состояние судостроительной отрасли в России. Влияние экономических санкций на деятельность предприятий. Иппортозамещение, шаги по развитию конкурентноспособного производства судового комплектующего оборудования в России". Докладчик от имени Министерства промышленности и торговли Александр Владимирович Чемоданов:

Всем известно, что из существующих проектов создания новых производственных мощностей сегодня по ряду причин наиболее реальным представляется создание современного судостроительного комплекса в городе Большой Камень Приморского края на базе Дальневосточного завода "Звезда". В настоящее время осуществляются организационные юридические, финансовые мероприятия по передаче управления проектом от ОАО "ОСК" консорциуму, созданному с участием НК "Роснефть", Газпромбанка, "Совкомфлота" и НОВАТЭКА. Технологически от передачи управления ничего не меняется.

Сейчас на "Звезде" идёт реализация первой очереди строительства - создание тяжелого стапеля для постройки объектов первоочередной необходимости. На второй очереди предусматривается создание сухого дока для постройки крупноразмерных крупнотоннажных объектов. На третьей очереди - создание площадки офшорного судостроения в бухте Пяти Охотников.

Если говорить о развитии мощностей сегодня, наверное, наиболее актуальным является разрабатываемый проект модернизации "Северной Верфи" также с созданием сухого дока.

Что касается производственных мощностей, то интересным представляется вопрос по Крыму. Там серьезные возможности может предоставить керченский завод "Залив" по характеристикам построечных мест, но существует ряд проблем, которые необходимо решать, в том числе по системе комплектации и кооперации.

Несколько слов о проектировании и строительстве судов. В соответствии с госпрограммой основным направлением для судостроения является Арктика, поэтому сегодня большое внимание сосредоточено на создании ледоколов. На Балтийском заводе начато строительство трех атомных ледоколов мощностью 60 МВт. Ведется постройка дизель-электрического ледокола на 25 МВт. В Выборге совместно с Arctech Helsinki Shipyard строятся три ледокола мощностью по 17 МВт каждый. Калининград (речь идёт о ПСЗ "Янтарь", — примечание редакции) и Хельсинки (Arctech Helsinki Shipyard, - примечание редакции) построили так называемый "косой" ледокол "Балтика", который только что прошёл испытания в районе порта Сабетта. Разработан технический проект мелкосидящего ледокола для Азова и каспийского региона. В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие гражданской морской техники" в настоящее время разрабатываются концепт-проекты мелкосидящего так называемого "офшорного ледокола" и перспективного атомного ледокола "Лидер" на 110-130 МВт.

Следующее серьезное направление — техника освоения углеводородных ресурсов шельфа.
Основной объемы работ отечественного судостроения сосредоточен в Астрахани. Из объектов, построенных ранее, можно упомянуть, что в конце прошлого - начале текущего года прошла отгрузка первой нефти с платформы "Приразломная", построенной на "Севмаше". Самоподъемная платформа "Арктическая", построенная на "Звездочке" начинает работу в Балтийском море, а полупогружные платформы "Полярная звезда" и "Северное сияние" работают в настоящее время на шельфе острова Сахалин.

В последние годы значительный объем производства отечественного судостроения был связан с созданием грузовых судов внутреннего и смешанного плавания. Сегодня эти объемы резко упали. Причины понятны - судоходные компании практически исчерпали те финансовые ресурсы, которые были выделены на обновление флота, оперирующего в Европейской части России.

Острым остается вопрос по обновлению Сибирского речного флота. Но практически здесь пока ничего не решается, хотя разрабатывается ряд проектов, в частности, Морским Инженерным Бюро.

Большой объем работ идет по обновлению вспомогательного флота ВМФ. Это танкеры, строящиеся в Шлиссельбурге, буксиры - "Пелла", плавкраны — "Алмаз" и ряд других объектов, строящихся серийно.

ФЦП "Развитие гражданской морской техники на период до 2016-го года", вышла на завершающий этап:
- в рамках этой программы предусматривалось создание и модернизация ряда объектов отраслевой научно-экспериментальной базы. В конце 2015 года введен в практическую эксплуатацию новый ледовый бассейн в Крыловском центре.
- идет формирование плана первоочередных мероприятий научно-технических подпрограмм на ближайшие годы, предусмотренных в рамках отраслевой госпрограммы.

Еще один серьезный вопрос — это господдержка судостроения. Предпринимаются попытки по практическому применению 305-ФЗ в части судостроения. Пионерским проектом является создание особой экономической судостроительной зоны в Астрахани. Там шёл длительный процесс, который в нашем понимании завершен или близится к завершению.

Вопрос модератора: Когда может быть заложено первое судно на судостроительном комплексе "Звезда" на Дальнем Востоке?
  • По последнему варианту бизнес-плана, подработанному в начале этого года, на горизонтальном стапеле идет речь о закладке в 2016 году.
Александр Чемоданов: Это близко, но, чтобы те из нас, кто имеет представление об этом проекте, получше ориентировались: задумывалось это всё, как комплекс для реализации тех пароходов, которые нам сегодня с вами строить негде. В первую очередь — это крупнотоннажные танкера и газовозы. Сегодня проект переориентирован в более реальную сторону. Речь идёт о судах снабжения для "Роснефти", ледоколов и тому подобных судах, которые, в принципе, отечественная промышленность освоила и на других производствах.

Логическим продолжением этого доклада стало выступление главного инженера проектной фирмы "Союзпроектверфь" "Центра технологий судостроения и судоремонта"  Юрия Алексеевича Панкратова. Доклад "Перспективы технического перевооружения верфей России".

Юрий Панкратов: Мероприятия о которых пойдёт речь в докладе, предусмотрены федеральными программами развития гражданского судостроения и ОПК.
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

Начнём с одного из флагманов отечественного судостроения, кораблестроения — "Северное машиностроительное предприятие", на котором осуществляются достаточно серьезные мероприятия, связанные с реконструкцией технических сооружений, окрасочных и вспомогательных производств.  

Судоремонтный комплекс — завод "Звездочка". Ведётся комплексное перевооружение мощностей. 
 
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

Как базовый проектировщик "Северной верфи", мы разработали концептуальный проект развития и реконструкции предприятия. Согласно нему, основное сооружение — это сухой док с соответствующими корпусообрабатывающими, окрасочными камерами. Его строительство состоит из двух этапов — на первом возведение дока размером 220*68 метров на втором он должен быть удлинен до 420 метров и перекрыт эллингом шириной порядка 100 метров.  
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

Сейчас решается вопрос выделения денег на изыскание и проектирование с последующим финансированием в том числе по федеральной программе.

"Адмиралтейские верфи". Самая близкая к центру северная площадка предприятия по стратегическим планам должна быть освобождена от промышленного производства. Соответствующие мощности нужно сконцентрировать на южной площадке предприятия.
 
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

Один из фрагментов проработанного и утвержденного проекта прошедшего экспертизу — это реконструкция лодочного комплекса "Адмиралтейских верфей". Реализация этого проекта уже ведется. Завершение строительства планируется на конец 2018 года.

Несколько лет назад нами разработана генеральная схема развития прибалтийского судостроительного завода "Янтарь". Она предполагает размещение производства по принципу "компакт-верфи". Так как территория завода имеет большую протяженность, необходимо серьёзное упорядочение всех видов производств для создания замкнутого технологического корпуса с современными корпусообрабатывающим производством, чего сейчас на предприятии нет.
 
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

Теперь о "Звезде". Разработчиками проекта являемся мы, "Союзпроектверфь", первый вариант был корейский — DSME. Но у них не сложилась эта работа. Нам было поручено заняться проектированием с учётом всех российских норм и правил, с последующим прохождением экспертиз. Мы начали работу с корпусообрабатывающего производства. Здание уже построено, первоначально он был рассчитан на объём переработки металла 45 тысяч тонн, но в связи с развитием комплекса и строительством стапеля, есть необходимость первую очередь довести до объёма по металлу 95 тысяч тоннв год, поэтому всё, что уже построено нужно домодернизировать и вновь пройти государственную экспертизу.
 
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

По стапелю ещё будут изменения, связанные с системой передачи заказов на воду, там предусмотрен плавучий док, ранее он был композитный, теперь будут применены другие решения, нужно будет их выносить на экспертизу. Для того, чтобы завершить работы по первой очереди, сегодня идёт проектирование комплектующих и вспомогательных цехов. Договор на разработку проекта с заводом "Звезда" мы уже заключили . Кстати, при патронаже проекта "Роснефтью", договор, как юридическое лицо и заказчик держит "Звезда". До конца текущего года планируем спроектировать вспомогательные цехи и выйти на соответствующие государственные экспертизы".

На второй очереди предусмотрено строительство сухого дока с соответствующими объектами инфраструктуры.

В связи с необходимостью оптимизировать, возобновить и реанимировать ремонтные мощности "Дальзавода" нам поручено сделать проект реконструкции этого предприятия обеспечивающее ремонт надводных кораблей тихоокеанского флота. 
 
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции

На "Амурском заводе" практически повсеместно гидротехнические сооружения требуют реконструкции, необходимо обновить и крановое оборудование.
 
Фрагмент презентации Юрия Алексеевича Панкратова, ПФ "Союзпроектверфь" / Материалы конференции


Во второй половине прошлого года решением ОСК нам было поручено проработать концептуальные проекты развития основных производств предприятий, входящих в ОСК. "Союзпроектверфь" уже практически завершила проектирование, осталось несколько предприятий, включая "Севмаш", окончание работ запланировано на апрель месяц. Мы собрали предложения заводов и, как бывший генеральный проектировщик пропустили их через технологическое обсуждение. Цель была такая: повысить показатели производства, просчитать затраты. Дальше концептуальные проекты, после соответствующего согласования с заказчиками в комплексе будут рассмотрены ОСК. Это станет основой для анализа и оптимизации затрат в будущем, потому что программа развития до 30-го года это не константа, это будет информация для выбора приоритетов, на какие реальные деньги рассчитывать. Мы посчитали затраты по удельным показателях в дальнейшем их можно взять за базу, как наиболее очевидные".
  • Вы подтверждаете возможность закладки первого судна на "Звезде" в 2016 году?
Дело в том, что сейчас стапель только начат, забиваются сваи оболочки для подходных путей. А там, кстати, предусмотрен кран грузоподъёмностью 1200 тонн, нужны крепкие основания. Строительство из-за смены куратора слегка затормозилось, но сейчас мы очень плотно работаем с Роснефтью. Возможно, в 2016 году какую-то подготовку в блоке корпусных цехов можно будет сделать, а вот насчёт "спустить со стапеля" это надо подумать.
  • Сейчас много говорится об обновлении флота, о том, что в условиях изменившихся курсов валют имеется потенциальный интерес иностранных партнеров к российской продукции. Насколько возможно, чтобы продукция российского судостроения пользовалась спросом среди иностранных заказчиков?
Этот вопрос не ко мне.

Материал подготовила Ирина Акимова



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь