реклама

Кирилл Ворошилов: «Практика показывает, что самые интересные и успешные проекты мы выполняли в кооперации»

Прошлый год на Выборгском судостроительном заводе был насыщен событиями: проведены встречи с коллегами из «Samsung Heavy Industries», заключено соглашение с исландской компанией «Alasund» по сотрудничеству в сфере строительства рыбопромыслового флота. Кроме того, завод продолжает строительство трех ледоколов 21900М,в строительстве одного из которых принимает участие субподрядчик - финская верфь «Arctech Helsinki Shipyard». В марте-апреле этого года ВСЗ планирует спустить на воду головной ледокол, поэтому «Корабел» решил лично посмотреть как идет подготовка к спуску и заодно задать некоторые вопросы относительно будущих заказов Выборгского завода. На наши вопросы любезно ответил первый заместитель генерального директора ВСЗ Кирилл Ворошилов.
Кирилл Владимирович, расскажите, пожалуйста - как идет строительство ледоколов? Нет ли задержек?

Все три ледокола, включая тот, который мы делаем в кооперации с партнерами с «Arctech», строятся согласно графику. Поставки оборудования идут без сбоев, контрагенты соблюдают все необходимые сроки. Поэтому проблем по постройке ледоколов на данный момент нет. Головной заказ (заводской №230) будем спускать в марте-апреле (по фактической ледовой обстановке), сейчас как раз занимаемся последними приготовлениями.
Что касается финских коллег, то сейчас в Хельсинки находится наша группа наблюдения, которая контролирует ход строительства. С верфью «Arctech» у нас организована постоянная связь, и все текущие вопросы оперативно   решаются.

Для новой док-баржи это будет первый спуск, как она себя показала в эксплуатации? Есть ли нарекания?

Специалисты, которые оценивали баржу, в один голос говорят, что это очень удачный проект, начиная от проектной документации, до исполнения. Там применены самые современные технологии (см. подробнее «WWW.KORABEL.RU» №2 (20) июнь 2013).

Построив баржу, мы ее продали лизинговой компании и взяли в финансовый лизинг. Таким образом все финансовые ресурсы, которые были затрачены на строительство этой баржи мы компенсировали.

В связи с последними новостями о покупке верфи «Arctech Shipyard», все-таки как Выборгский завод планирует развивать отношения с финскими  коллегами? По какой схеме будете выстраивать свою работу?

Вы все верно сказали - мы планируем их развивать. Дело в том, что наши заводы технологически очень хорошо дополняют друг друга, причем, связи по многим вопросам истекают из прошлого верфи «Arctech», когда она была еще «Wartsila shipyard».
Если смотреть глобально, то, построив баржу, мы существенно расширили наши возможности. Однако, у нас так сложилось, что корпусное производство значительно превышает достроечные мощности.  Это в том числе связано и с тем, что у завода значительное время не было работы, а
специалисты по достройке нарасхват. Поэтому и возник данный перекос. В ближайшее время его не устранить.

А «Arctech», напротив - является чисто сборочной верфью. У них нет никакого металлопроизводства и металлообработки, они занимаются исключительно сборкой в объем и достройкой корпусов. Сам завод находится в центре Хельсинки, поэтому в силу экологических требований им запрещено заниматься подобным производством.

Зато у них есть отличный крытый док, длиной более 300 метров, шириной выводных ворот 34 метра, где одновременно могут собираться 2 средних судна снабжения типа «Витус Беринг», крановое оборудование грузоподъемностью до 500 тонн. Плюс у них квалифицированные специалисты по достройке и европейское качество выполнения работ.

Соответственно, если скомбинировать наши два завода в единую цепочку, то мы получим  идеальный производственный цикл.
 
Строительство ледокола на ВСЗ / Выборгский судостроительный завод
 
Есть какие-то планы по совместным проектам в ближайшее время?

Как известно, в середине февраля «Arctech» выиграл тендер на строительство нового ледокола. Планируется, что мы будем работать вместе по схеме «Витуса Беринга» и «Алексея Чирикова»: мы будем делать корпус, а они будут его насыщать.

Контракт очень сжатый по срокам. Договор планируется подписать в феврале, а уже в конце 2015 года нужно судно сдать, но, думаю, нам это по силам.
Плюс в марте должен состояться перенесенный тендер на строительство двух ледоколов проекта 22220. И мы планируем принять участие в их строительстве. Пока объявлен единственный участник – Балтийский завод, как держатель лицензии.

Одновременно с этим существуют и объективные проблемы. Например, Балтийскому заводу, который находился на пике своей мощности с 11 000  рабочих, для строительства трех атомных ледоколов типа «Арктика», потребовалось 10 лет. Здесь же планируется построить три судна, еще больше, еще мощнее, при тех же производственных мощностях и в четверо меньшим персоналом, но за шесть лет. 

Совершенно ясно, что отдавать 2 млрд евро за границу, когда отечественная промышленность недозагружена, мягко говоря, идея спорная. И никто не ставит под сомнение то, что Балтийский завод имеет уникальный опыт по работе с судовыми атомными реакторами.

Наше предложение, заключается в том, чтобы работать в кооперации и по уже отработанной в советское время схеме. Вспомним, что самые современные из атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» были  построены на «Wartsila yard» из блоков, которые поставлял в том числе и Выборгский завод. Само формирование корпусов, полное насыщение делалось финнами, затем суда передавались на Балтийский завод, где происходил монтаж реактора, парогенераторов, проводились все специальные испытания.

Мы хотим задействовать самые сильные стороны всех трех предприятий, входящих в ОСК. С Выборгом мало кто  сравнится в темпах работы с металлом, поэтому мы могли бы делать  блоки  с максимальным насыщением. «Arctech», в свою очередь, будет из этих блоков формировать корпус: их док идеально подходит под эти ледоколы. Затем Балтийский завод монтировал бы специальное оборудование. По нашим расчетам такая цепочка позволит сократить сроки примерно на 28 месяцев на каждое судно. Это всего-лишь одна из возможных схем, но она не требует никаких дополнительных затрат со стороны государства, получения лицензий, изменения корпоративных документов, то есть для ее реализации уже сейчас все готово.

Все три предприятия находятся внутри одной корпорации, поэтому решая общую задачу, стоящую перед ОСК , мы предлагаем загрузить работой все три завода.

Да и наша практика показывает, что самые интересные и успешные проекты мы выполняли именно в кооперации с другими предприятиями.

Максимальный вес секций, которым вы оперируете - 300 тонн, «Arctech» же может работает с 500-тонными секциями, планируете ли вы адаптировать свое оборудование под этот вес?

Да, у нас сейчас есть трейлеры до 300 тонн и такой же грузоподъемности плавкран. Физически купить трейлер на 500 тонн и докатить на нем блок до набережной мы можем. Но плавкран по грузоподъемности не позволит выгрузить блок на баржу. И, к сожалению, несущая способность нашей набережной пока не позволяет осуществлять перекатку блока.

Поэтому у нас существует проект модернизации верфи. Первый этап уже реализован, было обновлено обрабатывающее производство: линия первичной обработки, участок гибки-резки, затем построена окрасочная камера, закуплен пресс на 1000 тонн. Следующий этап: строительство док-баржи, модернизация набережной, центральной дороги, по которой перемещаются блоки, выравнивание площадки под открытый стапель и организация склада металла. Сейчас вся проектная документация по этому этапу находится в Москве, и предположительно в следующем месяце мы получим окончательное заключение.

Расскажите поподробнее, какие работы планируется провести по модернизации набережной?

В первую очередь будет сделано необходимое дноуглубление и создана отгрузочная зона с усилением конструкции для того, чтобы можно было перемещать на баржу массивные трейлеры с блоками. Вторая часть – это организация большого открытого стапеля. Сейчас на том месте находится достроечный цех, который уже давно не используется и общежитие, которые планируется сносить. Такой большой стапель позволит нам собирать «под ключ» в числе прочих и буровые платформы.
 
Строительство ледокола на ВСЗ / Выборгский судостроительный завод

То есть буровые вы не забываете?
Конечно, не забываем. Но краткий анализ рынка показывает, что сейчас российский шельф более или менее активно осваивается только в Каспийском направлении и Дальнем Востоке. На севере наши нефтяные компании пока проводят сейсморазведку, затем будет разведочное бурение и непосредственно к добывающему бурению они приступят не раньше 2020-2021 года. Тогда им и будут нужны буровые установки. Но мы пытаемся донести мысль о том, что если они нужны к 20-му году, то начинать прорабатывать вопрос нужно уже сейчас.

А какова роль Правительства Ленинградской области в проекте модернизации Выборгского завода?

У нас с властями Ленинградской области подписан договор о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Это уже не первый договор, предыдущий был благополучно реализован несколько лет назад. И на новый этап модернизации подписан новый.

В рамках соглашения предполагается ряд налоговых преференций в части налога на прибыль и налога на имущество. Завод же обязуется создавать новые рабочие места и соответственно увеличивать  различные показатели, в том числе налоговые отчисления.

В продолжение темы соглашений, в октябре 2013 года ВСЗ заключил договор о сотрудничестве с исландской компанией «Alasund». Рыболовные суда также планируете строить?

В 2003-2007 году Выборгский завод строил рыболовные суда для норвежцев, с насыщением на 50-60%. Мы устанавливали все общесудовое оборудование ниже основной палубы, включая главные машины, винторулевой комплекс. Затем эти суда перегонялись в Норвегию, где уже происходил монтаж специального рыболовного оборудования. То есть у нас есть опыт работы в этом направлении и есть наработанные связи.

Однозначные лидеры в строительстве рыбопромыслового флота – это, конечно, норвежцы, но у них дорогие проекты, и они сильно привязаны к норвежскому оборудованию. К слову, и наши, северные, рыбаки привыкли именно к норвежскому специальному оборудованию.

Исландские проекты, в свою очередь, менее дорогие и не привязаны к конкретным производителям оборудования. Они по желанию могут насытить судно, как будет удобно.

Вопрос опять же - в схеме реализации строительства. Понятно, что рыболовный флот устарел и у рыбаков с судостроителями диаметрально противоположные взгляды на проблему. Если судостроители говорят о том, что только дайте нам заказы — мы все построим с соблюдением сметы и сроков. Рыбаки же, разумно, отвечают, что в России уже давно никто рыболовных судов не строил, проектов нет, поэтому цена будет космическая,  сроки все будут сорваны. В убыток работать никто не будет. Поэтому без вмешательства государства конфликт не решить. Нужен такой законопроект, который смог бы поддержать и ту, и другую сторону, потому как и там, и там  рабочие места, налоговые отчисления — доходная часть бюджета. Задача трудная, но возможно сейчас какие-то реальные шаги по ее решению мы увидим.

Беседовал Владислав Букин
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"ЦНИИ конструкционных материалов" Прометей", ФГУП Санкт-Петербург
+7(812)274-37-96
"Helsinki Shipyard", Oy Хельсинки
+358(10)622-20
"Wärtsilä Corporation", Ltd Хельсинки
+358(10)709-00-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Окская судоверфь произвела закладку киля малого морского танкера
15:25 / судостроение