реклама

Импортозамещение: чиновники и госкомпании в клинче

0 1642 2 мин
Попытки правительства урегулировать вопрос отнесения к машиностроительной продукции зарубежных товаров, закупать которые может быть запрещено компаниям, получающим господдержку, привели к тупиковой ситуации. Крупнейшие государственные корпорации не хотят согласовывать с властями свои закупки до утверждения проектов, а Минпромторг пытается помешать им, стремясь сразу "затачивать проекты под конкретных поставщиков".
25 ноября 2015 года в Нижнем Тагиле прошло совещание президиума Государственного Совета по вопросу реализации государственной политики в сфере импортозамещения в субъектах Российской Федерации. Скоро конец календарного года...
На совещании Госсовета в Нижнем Тагиле президент РФ заявил, что для успешной реализации проектов по импортозамещению необходимо, чтобы действия региональных властей и бизнеса были слаженными. Владимир Путин отметил, что необходимо скоординировать работу с учетом потребностей и приоритетных задач развития экономики (Kremlin.ru).

 Со вступления в силу с 1 октября 2015 года Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" чиновники и крупные компании до сих пор не могут договориться по ключевым вопросам. Проблему импортозамещения "Корабел.ру" начал рассматривать в статье "Импортозамещение" в судостроении: что это такое, чем опасно и возможно ли вообще?"... Итак, Минэкономики, предлагая усовершенствовать запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для государственных закупок, по факту ужесточает правила игры.

С 10 января 2016 года, согласно новым правилам, госзаказчики, госкомпании и другие структуры, получающие государственную поддержку при исполнении госзаказа, должны будут включать продукцию, происходящую "из иностранных государств", в перечень закупок, контролируемый правительством, и согласовывать ее приобретение с комиссией по импортозамещению. Опять же правительственную. Комиссия управляет закупками машиностроительной продукции госсектора и компаний, получающих бюджетные средства в рамках крупных инвестпроектов дороже 10 млрд руб. Таких инвестиционных проектов заявлено около 200, в их реализации может быть задействовано около 4,5 тыс. крупных компаний, включая госкорпорациии и госкомпании с долей государства более 50%. Таких, как "Газпром", "Роснефть", "Транснефть" и другие. До обозначенной даты устанавливается особый порядок закупок, призванных обойти ограничения на экспорт в РФ оборудования, связанные с санкциями. Также с комиссией, которая решает разрешить или нет, следует согласовывать импортные закупки и цены.

Консультации по поводу тех самых "критериев" фактически и привело разработчиков в тупик, из которого правительству предстоит выходить после общественного обсуждения проекта. Камнем преткновения стал вопрос: на каком этапе проектирования следует определить список включаемых в перечень товаров - до или после утверждения проекта? Минпромторг однозначен и тверд: проекты будут "заточены под конкретного поставщика" (Коммерсант). Понятно, что новую практику обкатают на первом этапе и будут использовать дальше.

Допустим, что новые правила игры вступили в силу, тогда вполне объяснимо мнение и желание госкомпаний разделить ответственность за исполнение госзаказа с правительством РФ. Пока не улажен и вопрос с ценой товара. Перечень формировали в Минпромторге, а Минэкономики разработало процедуру и алгоритм действий игроков и комиссии. Если Постановление из проекта превратится в действующий документ, мы можем вновь столкнуться с забюрокрачиванием импортозамещения. По прежним временам на память приходит полезный при правильном толковании тезис о "разумном распределении, учете и контроле". Хорошо бы...

Импортозамещение должно оправдываться в первую голову экономически и технологически, а уж потом - политически. Первые шаги в сторону импортозамещения в судостроении пока ни к чему не привели. Конечно, сегодня в кризисных условиях отрасль испытывает дискомфорт. Однако бюджетная поддержка отрасли в целях импортозамещения целесообразна только в случае ее адресного предоставления. А вот в принятии целевых бюджетных программ (планов) нет смысла. Эффекта они не приносят, а средств вымывают много. На сегодняшний день Минпромторг утвердил 20 отраслевых планов по импортозамещению. Владимир Путин в Нижнем Тагиле призвал запустить эффективные механизмы реализации этих планов, обеспечить инфраструктурную и финансовую поддержку деловых инициатив.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Руководители Жатайской судоверфи примут участие в "Морском конгрессе - Дальний Восток"
01:00 / события