Руководить учением будет заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков, который отметил, что учебное мероприятие будет носить показной характер межфлотского уровня.
С этой целью на учение прибыли представители командований подводных сил, командиры подводных лодок, руководители служб поисковых и аварийно-спасательных работ Северного, Черноморского и Балтийского флотов, а также представители научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами спасения на море.
Отличительной особенностью учения является планирующееся применение на нем новейшего океанского спасательного судна "Игорь Белоусов" и глубоководного поисково-спасательного аппарата.
Будут отработаны задачи по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, выводу из нее и доставке на борт спасательного судна"Игорь Белоусов".
На первом этапе учения с борта спасательного судна "Игорь Белоусов" к подводной лодке будет спущен водолазный колокол с водолазами, которые обеспечат подачу воздуха высокого давления на условно аварийную подводную лодку и вентилирование ее отсеков для поддержания жизнедеятельности экипажа. Затем произойдет спуск и стыковка с подводной лодкой аппарата "Бестер-1" с целью вывода экипажа из неё и подъема на борт
спасательного судна "Игорь Белоусов", где установлен глубоководный водолазно-спасательный комплекс ГВК-450, в барокамерах которого условно спасенные подводники будут проходить декомпрессию.
Кроме того будет отработано развертывание госпиталя для подводников на борту медицинского судна "Иртыш", подъем вертолетом Ка-27ПС с поверхности моря тех, кто самостоятельно покинул условно аварийную подводную лодку.
Субмарину, лежащую на грунте, будет обозначать дизель-электрическая подводная лодка "Могоча" из состава подводных сил Тихоокеанского флота.
По словам начальника службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России капитана 1 ранга Дамира Шайхутдинова,подобные учения проводятся регулярно на одном из флотов ВМФ России и призваны проверить уровень подготовленности руководителей всех звеньев флотов, специалистов-спасателей к организации мероприятий поисково-спасательного обеспечения".
"В данном случае все флотские руководители, прибывшие на учения, смогут воочию наблюдать за действиями сил и командования Тихоокеанского флота при выполнении конкретной задачи поиска и спасания экипажа условно аварийной подводной лодки. Эффективность учения обусловлена еще и тем, что все эпизоды максимально приближены к реальной ситуации", — подчеркнул Дамир Шайхутдинов.
"Игорь Белоусов" — спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге, предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты. Водоизмещение судна – 5 тысяч тонн, длина — свыше 100 метров. Основополагающее оборудование "Игоря Белоусова"- глубоководный спасательный комплекс ГВК-450.
ГВК-450 для судна-спасателя - уникальный проект, реализованный совместно компанией "Тетис Про" и шотландской фирмой "Divex".
Глубоководный водолазный комплекс является водолазно-спасательным и предназначен для обеспечения работы 12 водолазов сменами по 3 человека на глубинах до 450 м по 6 часов в сутки в течение 3-х недель с последующей однократной декомпрессией, а также для реабилитация подводников, эвакуированных с аварийной подводной лодки с помощью находящегося на борту спасательного аппарата "Бестер", или покинувших лодку самостоятельно (во всплывающей рубке или свободным всплытием).
Пресс-служба компании "Тетис Про".