реклама

Глава ВНИРО: "Сегодня в нашем распоряжении пять судов с водоизмещением более тысячи тонн"

Всероссийскому НИИ рыбного хозяйства за почти полтора столетия своей истории пришлось решать множество вопросов: от исследования запасов гидробионтов в открытом океане до разработки рецептов соления мурманских сельдей в бочках и проектирования новой тары для перевозки рыбы. Какие задачи решает научная организация сегодня, нам рассказал ее директор Кирилл Колончин. Он возглавил ВНИРО пять лет назад - в феврале 2017-го года.
Колончин К.В., директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ "ВНИРО") / Фото: ФГБНУ "ВНИРО"
– Сегодня ВНИРО – это научный центр по изучению водных биологических ресурсов. Мы ведем широкий спектр исследований: от молекулярно-генетических до экосистемных. Исследуем репродуктивную биологию отдельных видов. Внедряем передовые технологии ресурсного прогнозирования, организации промысла, переработки и охраны водных ресурсов, аквакультуры.

Из важнейших вопросов, стоящих перед нами, стоит выделить установление объемов общих допустимых уловов и рекомендованного вылова водных биоресурсов (ВБР), мониторинг ВБР и среды их обитания. Добавьте сюда корректировку правил и  установление ограничений для рыболовства, исследования по аквакультуре, научное сопровождение международной рыбохозяйственной деятельности. Без этого работа отрасли в законодательном поле просто остановится.
Строительство судов проекта 17050 станет важным шагом в российской программе исследований биоресурсов Мирового океана / Фото: ФГБНУ "ВНИРО"
Вторую группу научных задач составляют перспективные рыбохозяйственные исследования. Разработка инновационных проектов позволит обеспечить получение новых знаний и технологий. Это даст возможность совершить научный и управленческий прорыв в разных областях национального рыбного хозяйства. 

К примеру, ВНИРО активно осуществляет процесс интеграции новых цифровых технологий в различные направления рыбохозяйственных исследований: популяционно-генетические исследования, гидроакустические и океанологические съемки, математическое моделирование динамики численности популяций промысловых видов, авиаучетные съемки водных биоресурсов. 

– В советские времена в систему рыбохозяйственных НИИ входило более двадцати исследовательских и двухсот судов промысловых разведок. Какова ситуация с флотом сегодня?

– Руководство страны уделяет сегодня большое внимание вопросам обновления отечественного флота, включая научно-исследовательские суда (НИС). Можно сказать, что отрасль переживает второе рождение после долгого перерыва. Строятся новые ледоколы, крейсеры, суда прикладного назначения для различных отраслей промышленности, включая рыболовство. Старые возвращаются в строй, проходя капитальный ремонт и модернизацию. Особое влияние на судостроение оказывает комплексное изучение Арктики. В этой связи большое количество судов проектируется для различных организаций: институтов Российской академии наук, Росгидромета, Росатома, Росрыболовства.

На текущий момент в оперативном управлении ФГБНУ "ВНИРО" по всей России находится более 300 судов, включая маломерные. Восемнадцать из них - под надзором Российского морского регистра судоходства, у пяти – водоизмещение более тысячи тонн. 
СТМ К-1711 "АТЛАНТНИРО" было построено в 1987 г в ГДР и способно проводить исследовательские траления до глубины 1000 метров / Фото: ФГБНУ "ВНИРО"
– ВНИРО планирует построить пять среднетоннажных и по три крупнотоннажных и прибрежных судна. На какой период рассчитана эта программа, и кто ее будет финансировать? 

– Научно-исследовательские суда строятся для нужд ФГБНУ "ВНИРО" в рамках нескольких государственных программ и национальных проектов. Финансирование указанных программ осуществляется из бюджета Российской Федерации. К примеру, государственная программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в настоящее время с учетом выделяемого финансирования предполагает строительство десять различных НИС до 2030 года. Сегодня по заказу ФГБНУ "ВНИРО" ведется строительство двух судов проекта 17050, являющихся средними судами. 

Также по поручению президента в рамках обновления отечественного научно-исследовательского флота правительство страны в 2022 году выделит из государственного бюджета 900 млн. рублей на строительство морского крупнотоннажного судна проекта 23460. Всего на реализацию проекта в ближайшие четыре года предусмотрено потратить более 23 млрд. рублей.
Макет НИС проекта 23460 "Ростислав Алексеев" / Фото: "Росрыболовство"
– Что это будет за судно? 

– НИС указанного проекта предназначено для выполнения комплексных океанографических и рыбохозяйственных исследований, изучения океанологических условий формирования биологической и промысловой продуктивности вод в районах исследований, научных работ, предусматривающих использование аппаратов постоянного базирования: вертолета, беспилотного летательного аппарата, батискафа, телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.

Ведется работа и по обновлению научного флота, действующего на внутренних водных путях и водоёмах. Так, например, в 2021 году был разработан технический проект, в текущем году планируется начать строительство НИС для озера Байкал.

– Какими возможностями будут обладать суда проекта 17050 и какие задачи решать? 

– НИСы "Профессор Анатолий Елизаров" и "Профессор Пётр Моисеев" готовы работать в широком спектре климатических условий и предусматривают возможность выполнения многовидовых тралово-акустических съемок водных биологических ресурсов. Удачное сочетание системы позиционирования судов с размещением гидроакустического, измерительного и оборудования контроля промыслового комплекса дадут возможность проведения высокоточных исследований. Малая шумность судна повысит достоверность оценки промысловых запасов. Современное подруливающее устройство не только облегчит маневрирование в сложных акваториях, но и будет служить повышению безопасности плавания в случае нештатных ситуаций.
Директор ВНИРО Колончин К.В. (на фото в центре) на церемонии закладки двух научно-исследовательских судов проекта 17050 на СНСЗ / Фото: ФГБНУ "ВНИРО"
На судах будут смонтированы лаборатории для проведения широкого спектра научных работ. Кроме того, на борту предусмотрены места для размещения двух двадцатифутовых контейнеров, в которых можно организовать дополнительные или нестандартные лаборатории со сменной комплектацией и научным оборудованием, использующимся для разовых работ.

НИСы проекта 17050 имеют неограниченный район эксплуатации и могут выполнять поставленные задачи круглогодично. Судам, спроектированным в соответствии со всеми международными стандартами судостроения, присвоен класс Российского морского регистра судоходства KM Ice3 (Hull, Machinery) AUT1-ICS EPP ECO Fishing Vessel.

В рамках стратегии развития Арктической зоны, утверждённой президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, и комплексной программы социально-экономического развития Арктической зоны, одобренной правительством Российской Федерации, новые суда займутся мониторингом экологической ситуации и состояния запасов в Северном регионе.

– Возникают ли проблемы с комплектацией НИС оборудованием?

– Научное оборудование (в основном, забортное), как правило, производится компаниями из США, Великобритании, Норвегии, Италии, Германии, Японии. Из-за санкционной политики руководства этих стран, фирмы зачастую отказывают нам в поставках. В связи с малым объемом закупок иногда удается в третьих странах приобретать оборудование, изготавливаемое по лицензии. Идет и постепенное импортозамещение. Некоторые позиции уже закрываем отечественными приборами. В целом, возникающие сложности удается решать.

– НИС мы начинаем строить, а какова ситуация с промразведкой?

– В настоящее время перед ФГБНУ "ВНИРО" не стоит задача проведения промысловой разведки, хотя наши НИСы, находящиеся в экспедициях и работающие рядом с промыслом, оказывают поддержку российским рыбопромысловым судам. Мы направляем их в места скопления рыбы и информируем о промышленной обстановке в том или ином районе. В ходе путин ученые ВНИРО работают в качестве наблюдателей на промысловых судах.

– Почему в 1990-е годы Россия отказалась от добычи криля, а сегодня пытается вернуться в Антарктику?

– После распада СССР промысловая и научная деятельность России в Антарктике переживала не лучшие времена.  В связи с богатством антарктических вод и доступностью биологических ресурсов этот регион всегда являлся и является зоной интересов Российской Федерации. В настоящее время российские суда не ведут промысел антарктического криля, однако, это никак не связано с недоступностью биоресурсов.
Ученый изучает криль, выловленный в Антарктике / Фото: ФГБНУ "ВНИРО"
В 2019 году состоялась экспедиция ученых ВНИРО на НИС "Атлантида" в Антарктическую часть Атлантики (АЧА). Ученые собирали данные по запасам криля в различных районах, которые позволят с помощью объективных научных данных доказать, что Россия может добывать достаточное количество криля без ущерба для морских экосистем Антарктики. Сейчас на уровне правительства решается вопрос о стимулирующих мерах поддержки рыбаков, которые сформируют экономическую возможность нашим промысловым компаниям вести эффективный промысел в антарктических водах. 
 
– Что еще, кроме криля, можно ловить в Антарктике?
 
– Помимо антарктического криля в Антарктике (в зоне Конвенции АНТКОМ) в настоящее время разрешен также промысел клыкачей (патагонского и антарктического) и ледяной рыбы. 
 
– Чем вызван такой большой объем биоресурсов в этом холодном регионе?
 
– На богатство биоресурсов в Антарктике влияет множество факторов: поступление с талыми водами микро- и макроэлементов, большое количество биогенов, сложная система циркуляции вод разной модификации, а, следовательно, высокая продукция планктонных организмов, которые служат пищей для рыб, морских млекопитающих и птиц.
 
– На каких максимальных глубинах сегодня ведется промысел в океане?

– На глубинах от 200 до 2000 метров. Районы промысла располагаются на материковом склоне, подводных горах, отмелях океанических хребтов. Его объектами являются донные или придонные виды рыб. На глубоководном промысле используется целый ряд орудий лова, включая яруса, донные и разноглубинные тралы, жаберные сети и ловушки. 

– Ресурсы Мирового океана называют наследием всего человечества, они находятся под международной юрисдикцией. Каков механизм распределения промысловых квот в открытых районах океана? Как получают разрешения на лов в экономических зонах?
 
– Вся территория Мирового океана покрыта или 200-мильными прибрежными экономическими зонами, или конвенционными районами, где деятельность рыбаков строится на многосторонних и двусторонних соглашениях, заключенных между странами и принятых в соответствующих международных организациях. В обоих случаях работа по доступу или получению квоты на вылов российскими рыбаками  начинается с  проведения специализированных международных рыбохозяйственных научных комиссий, где рассматриваются результаты научных исследований и на их основе оценивается состояние запасов биоресурсов и распределяются объемы их добычи между странами.
 
ВНИРО участвует во всех международных мероприятиях, связанных с вопросами регулирования рыболовства в Атлантическом, Северном-Ледовитом, в большинстве районов Тихого океана и в районе Антарктики.
 
Именно от научного обоснования зависят многие вопросы, в том числе и по допустимому вылову российскими рыбаками. Несмотря на то, что 200-мильная экономическая зона России богата ресурсами,  вылов в зонах других государств и в океанах позволяет в какой-то мере снижать всё возрастающий прессинг на наши рыбные ресурсы. Нам нужно подумать и соблюсти разумный баланс между геополитическими интересами России в Мировом океане и интересами рыбохозяйственной отрасли за пределами нашей экономической зоны. 
 
Основные усилия рыбохозяйственной науки нужно сосредоточить, прежде всего, в районах традиционного советского и российского рыболовства, отличающихся важным геополитическим и промысловым значением. В первую очередь, это Северная Атлантика – конвенционные районы в Северо-восточной Атлантике и северо-западной части Атлантического океана, в Центрально-восточной Атлантике. Это конвенционные районы в северной и южной частях Тихого океана, Антарктике, Арктике, на Каспии и в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне.
 
– Развитие аквакультуры в России во многом базируется на иностранных технологиях. Что может предложить ВНИРО?
 
– Вряд ли можно согласиться с этим утверждением. У России достаточно много разработок по этому профилю. Если говорить о наиболее актуальных достижениях ВНИРО в этом направлении, стоит отметить значительный пласт исследований, выполненных в области разработки комбикормов для ценных видов рыб. Эти разработки ведутся на основе отечественных источников сырья с использованием программной балансировки рецептов,  с учетом питательной ценности компонентов и пищевых потребностей рыб различных видов и возраста. 
 
Комбикорма производят по современным технологиям экструдирования и вакуумного нанесения липидных компонентов. Разработанные рецепты проходят комплексную рыбоводно-биологическую оценку. На сегодняшний день разработана линейка рецептов для сиговых рыб (от кормов для личинок до товарной рыбы), стартовые корма для личинок и молоди осетровых и дальневосточных лососевых, базовые рецепты для молоди и товарной форели. Разработанные корма по показателям выживаемости и темпа роста рыб не уступают зарубежным аналогам.
 
В области повышения продуктивности объектов аквакультуры разработки ВНИРО направлены на подбор и оценку продукционных качеств гибридов осетровых и сиговых рыб, используемых для индустриальных технологий выращивания. Результаты исследований позволяют получать товарную рыбу, в том числе массой более пяти килограмм, за два-три года. Традиционные селекционные исследования позволили вывести породы и кроссы карпа, обладающие не только высокой скоростью роста, но и устойчивостью к аэромонозу. 
 
Также значительно расширились работы в области криобиологии. Результаты этих работ не только позволяют сохранять генетическое разнообразие природных популяций при искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов, но и расширять использование производителей рыб с высокими продукционными характеристиками как в сезонном, так и в региональном планах.
 
Наряду с традиционными методами селекции и генетики все большее внимание в исследованиях уделяется возможностям воздействия на продуктивные показатели объектов аквакультуры с использованием молекулярно-генетических методов. В конце 2021 года наш институт выиграл масштабный грант Минобрнауки, направленный на развитие технологии геномного редактирования для решения задач в области аквакультуры. 
 
Работа генетиков ВНИРО сосредоточена на проведении полногеномного секвенирования российских и ввезенных из-за рубежа пород и линий форели, а также ее дикой формы — микижи. Аналогичные исследования планируется выполнить для товарных линий и диких стад анадромной формы атлантического лосося (семги) из бассейнов Баренцева, Белого и Балтийского морей, а также жилых форм (озерного лосося).
 
Кроме того, в задачи ученых входит разработка и апробация методики очищения племенных стад аквакультурных видов рыб от груза слабовредных мутаций с использованием метода генетического гандикапа. 
 
Выведение высокопродуктивных пород и линий семги и карпа, а также качественное улучшение пород и линий карпа будет способствовать укреплению российского сектора индустриальной аквакультуры и снижению его зависимости от импортных поставок рыбопосадочного материала.

Статьи на тему:

Обновление прибрежного рыболовного флота: почему мало желающих строить?

О пресноводном рыболовстве: "Раз в год узнаем на верфи прайс, облизываемся и говорим до свидания"

Академик Адрианов: "Россия должна вернуться в Мировой океан, чтобы не проспать будущее"

 



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 24.07.2022, 17:17Жаль, что ни заказчик, ни исполнитель проектов не рассматривает варианты НИС с малой площадью ватерлинии. Эти варианты обеспечили бы существенно лучшие условия труда и отдыха экипажам и научным группам благодаря улучшению мореходных качеств судов такого типа. Но нам, видимо, "не надо"...:(