реклама

Чем "болеет" Волга?

Рассказывая в одном из предыдущих материалов о Национальном туристском форуме "Реки России", прошедшем в конце июня в Тверской области, мы обещали вернуться к теме береговой инфраструктуры в малых городах, стоящих по берегам Волги. Ее так или иначе затрагивали многие выступающие в рамках конференции. Спорили о состоянии причальных стенок, ремонте набережных, да и просто о чистоте самой реки вблизи городов. Радует, что была не только голая критика, но и попытки предложить варианты решения проблем.
"Корабел.ру", уже после форума, побеседовал с его участниками на эту тему. Сразу создалось ощущение, что у многих, что называется, "накипело" — говорили долго, эмоционально, искренне. Не со всем высказанным можно безоговорочно согласиться, но как минимум узнать, чем "болеет" Волга, было очень интересно. Предлагаем читателям познакомиться с мнением некоторых "форумчан".


Елена Канева, директор Ассоциации малых туристских городов
(на форуме была модератором саммита мэров прибрежных городов, расположенных вдоль круизных маршрутов):

— Мы вынесли в резолюцию ряд серьезных проблем — например, вопрос по речным причалам. На сегодня в большинстве мест их роль в лучшем случае исполняют выносные мосты, которые арендатором или хозяином причала никоим образом не согласуются с городом. Согласование идет где-то в федеральных структурах, а нас ставят уже перед фактом. При этом часто причалы противоречат общему облику города. А ведь Волга — это национальный маршрут! Поэтому мы считаем, что должен существовать федеральный проект, по которому причалы в малых туристских городах создавались бы на базе дебаркадеров и оформлялись под старину.
 
Национальный туристский форум "Реки России" / Кадры из видео ГК "Конкорд"

Нас беспокоит вопрос берегоукрепления. Да, Углич и Мышкин попали в госпрограмму, сделали хорошие набережные, но следующий шаг не сделан — содержание полностью легло на плечи местных муниципалитетов, а это очень серьезная нагрузка. Города делают, конечно, что могут, ремонтируют набережные, дороги, тротуары, стараясь, чтобы турист, сходя на берег, не ощущал дискомфорта, видел, что все ухожено. Но выше головы мы прыгнуть не можем — а хочется выглядеть по-настоящему достойно. И это не говоря уже о тех городах, которые под программу не попали и вынуждены целиком справляться с оформлением берега собственными силами. Выходом может стать расширение этой программы как в части географии, так и в части глубины оказываемой поддержки. Разве обустройство Волги не наша общая задача?

По дноуглублению у нас тоже немало вопросов. Например, в Угличе всю зиму стоит прямо в центре города на акватории огромный кран, который перекрывает все главные визуальные точки, включая церковь царевича Димитрия! Почему? Потому что у хозяев нет денег сделать дноуглубительные работы в верхнем бьефе и перевести туда на зиму грузовой флот. И мы уже двадцать лет подряд видим одну и ту же картину в Угличе — среди льдов стоит вот этот огромный караван грузового флота, который своим кранами закрывает всю туристическую панораму города.
 
Национальный туристский форум "Реки России" / Кадры из видео ГК "Конкорд"

Еще у нас есть вопрос по причальной инфраструктуре для маломерного флота. Очень часто эту проблему мы решаем в "ручном режиме". У наших партнеров, у спонсоров, у друзей есть яхты, на которых они едут из Москвы и просят стоянки в малых городах. И мы в этой ситуации выглядим несколько неадекватно, не по-европейски, так сказать. Потому что каждый раз ищем: а где бы заправить эту яхту, как бы помочь, где бы причалить? А это наши потенциальные спонсоры, мы должны им предоставить какую-то адекватную инфраструктуру. Причем, я знаю, это проблема не только малых городов.

Ну и еще один важный момент. Мы считаем, что должна быть отдельная федеральная целевая программа по развитию речного туризма. Потому что сейчас речной туризм находится как бы в ведении и Минтранса, и Ростуризма, и разных других ведомств, а в результате — нигде! И никем эти вопросы не решаются. Еще раз подчеркну, что Волга — это национальный маршрут России, как то же Золотое кольцо. И внимание со стороны государства к ней должно быть ровно таким же, как и к Золотому кольцу. А когда найдутся решения по Волге, эту схему по аналогии можно применять и дальше — на Енисее, на Лене.


Анатолий Курицин, глава Мышкинского муниципального района
(на форуме выступил с докладом "Города на круизных маршрутах: об опыте продвижения туристских брендов на примере г. Мышкина"):

— Волга — это визитная карточка России, на обслуживание которой, мы считаем, должны выделяться адекватные деньги. Безусловно, город Мышкин благодарен правительству России, Валентине Владимировне Терешковой, за то, что смог получить такую прекрасную набережную ценой в полмиллиарда. Но поверьте, сегодня далеко не каждый город может вот так пробиться в программу и обзавестись таким прекрасным берегом! А ведь так должны бы выглядеть все наши города, стоящие на красивых реках! Для этого нужна опеределенная федеральная программа, о чем на форуме неоднократно говорилось.
 
Национальный туристский форум "Реки России", выступление Анатолия Курицина / Кадры из видео ГК "Конкорд"

Желание сделать город красивым, привлекательным для туристов — это не просто прихоть муниципалитетов. Это насущная необходимость, которая позволит решить массу социальных проблем. Сегодня для главы района самая главная задача, как я понимаю (а я уже 12 лет главой района отработал), это занятость населения. И если у нас, в Мышкине, из 5 600 работающего населения почти тысяча работает в туризме, как вы считаете, это хорошо или плохо? Это отлично! Я всегда говорю, что если бы у меня не было туризма, то у меня бы тысяча человек стояла перед администрацией, просила работу.

Обсуждали мы на форуме и чистоту Волги. Мы должны относиться к ней по-хозяйски, но не всегда и не у всех получается. И не по нашей вине! У многих городов, стоящих на берегу, давным-давно устарели очистные сооружения. Им уже много лет, и они не соответствуют нормам и стандартам сегодняшнего времени. Надо менять, модернизировать, но без госучастия этого не сделаешь. Или проблема с выбросом мусора — мы сталкиваемся с тем, что в июне река начинает цвести, потому что мусор и все эти стоки с пароходов, теплоходов выбрасываются бесконтрольно. Понятно, что у судовладельцев есть какие-то договоры о том, где они выгружают мусор с теплоходов, куда идет слив. Но во-первых, нас об этом в известность не ставят — решения, влияющие на качество нашей жизни, принимаются где-то далеко за пределами городов. А во-вторых, у нас есть вопросы — а как все это соблюдается? Потому что мы сами свидетели того, что мусора с кораблей скидывается нещадное количество! Города вынуждены нанимать небольшие суда, чтобы чистить акваторию. Должен быть жесткий контроль над тем, что, как и куда скидывается!
 
Национальный туристский форум "Реки России" / Кадры из видео ГК "Конкорд"

Выступали представители Углича, Калязина, Череповца, и все говорили об одном и том же — это набережные, которые надо приводить в порядок, это причальные стенки, которые надо восстанавливать. При этом мы тоже прекрасно понимаем, что невозможно все требовать с федерации. Есть масса резервов на местном уровне. Ведь никто не придет к нам в город, не будет за нас просто так убирать мусор и так далее. Жители и сами должны переживать за свой город и понимать, что это единая семья, единый дом, где нужно наводить порядок самим. И это нормально. Но нужна взаимность, совместная работа, и тогда в туннеле, по которому мы идем, появится свет.


Алексей Смирнов, исполнительный директор Национальной ассоциации маломерного судоходства
(на форуме выступил с докладом "Транспортный налог как источник финансирования береговой инфраструктуры):

— С точки зрения маломерного судоходства, для тех туристов, которые используют катер, яхту, чтобы ходить по нашей стране, на берегах отсутствует возможность причалить даже в центрах туристического притяжения. Получается, нельзя бросить на некоторое время свое судно, для того чтобы просто пройтись по туристическому центру. Поэтому постоянно практически в каждом выступлении, не только моем, затрагивался вопрос развития береговой инфраструктуры, но вот вопрос финансирования обходился как-то стороной. А у нас есть готовое решение.
 
Национальный туристский форум "Реки России" / Кадры из видео ГК "Конкорд"

Все дело в том, что транспортный налог владельцев всех транспортных средств в соответствии с нашим законодательством попадает в дорожный фонд регионов. И по региональному законодательству тратится на ремонт, строительство дорог и т.д. То есть ни одной копейки налогов, собранных с владельцев водных транспортных средств (это касается и маломерных, и больших судов), не попадает на развитие водной инфраструктуры. Это проблема.

Национальная ассоциация маломерного судоходства выступает с инициативой обособления транспортного налога с владельцев водных транспортных средств и направления его на цели развития береговой инфраструктуры. Для этого нужно внести изменения в Налоговый кодекс РФ, возможно, в бюджетный кодекс и в региональные законодательства.

Почему возможно в бюджетный кодекс? Потому что общая сумма налога, собранная со всех владельцев транспортных средств, включая автомобили, самолеты и водные суда, составляет порядка 150 млрд рублей. Это официальные данные, опубликованные на сайте "Налог.ру" за 2014 год. А количество налога, собранного с владельцев водных транспортных средств, — приблизительно 1 млрд 700 тыс. Получается приблизительно один процент транспортного налога. Это немного, поэтому генерального изменения законодательства хотелось бы избежать. Задача — с минимальными изменениями в законодательстве эти средства обособить. То есть в принципе, по большому счету, достаточно прописать в бюджетном кодексе обязанность регионального законодательства эту сумму налога направлять на развитие береговой инфраструктуры.

Сейчас я анализирую, насколько эти изменения вписываются в наше текущее законодательство. Через некоторое время будем обращаться к депутатам Государственной думы с просьбой поддержать инициативу.
 

 



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Соснин Александр Сергеевич, 14.07.2016, 22:19Цитата: "Потому что сейчас речной туризм находится как бы в ведении и Минтранса, и Ростуризма, и разных других ведомств, а в результате — нигде!"
 
Господи, почему речной туризм должен быть в чьем-то казенном ведении? Пусть бы он был в ведении туристов, выбирающих этот вид отдыха. А в этом им помогут круизные компании, владельцы/арендаторы причалов и принимающие экскурсионные компании. Всё! Других вариантов сделать хороший круиз и нужный людям нет. А государственные и муниципальные структуры должны заниматься содержанием водных путей и городов, а не вопросами, которые им не свойственны.
-0+
#Михаил К., 15.07.2016, 09:34Здесь все не просто, и это касается не только речного туризма, но и всей речной отрасли.В советское время все было проще, тогда пароходства осуществляли весь комплекс работ, сегодня все разобщено, и развиваются только перевозки, да добыча минерально-строительных грузов, в т.ч. песка и песчано-гравийной смеси. Поэтому должно быть тесное взаимодействие между прибрежными территориями ( и администрациями ,и бизнесом) и судоходными компаниями. Требуются новые подходы к развитию внутреннего водного транспорта. Все идет по накатанной двадцать лет назад и и более. К сожалению комплексную подготовку может дать только питерский ГУМРФ, в других вузах такого стыка нет. А здесь надо начинать с экономической географии, регионального развития и т.д. Именно такая нестыковка и не дает возможности развитию речного флота. Надо пересматривать программную основу обучения в части решения управленческих задач. Что касается речного туризма, то я пытался инициировать создание туристско-рекреационного кластера, далее...
Свежие новости
МРК "Буря" завершает государственные испытания в Балтийском море
21:12 , 18 Апреля 2024 / вмф