реклама
Мониторинг добычи углеводородов и их транспортировки
Мониторинг добычи углеводородов и их транспортировки
Блог Владимира Чупрова - руководителя энергетической программы Гринпис

Арктический шельф – информация к размышлению

4 5623 4 мин
Ежегодная акция "Час земли", которую проводит Фонд дикой природы во всем мире вот уже шестой раз подряд, в этом году была посвящена странам Арктического региона.
"Время думать иначе: арктическая нефть подождет" – с таким призывом экологи организации обратились к президенту России, к добывающим компаниям. Активисты предлагают объявить мораторий и отложить на десять лет сроки освоения шельфовых месторождений нефти в Арктике в рамках лицензионных соглашений уже выданных компаниям "Газпром" и "Роснефть".
Временный запрет на добычу нефти на шельфе может стать первым шагом на пути полного отказа от экологически опасной деятельности на арктическом шельфе. Мы солидарны с нашими коллегами и рассматриваем мораторий как путь к полному отказу от добычи нефти на арктическом шельфе, что позволит перенаправить государственную поддержку на более выгодные с экономической точки зрения и менее опасные с точки зрения воздействия на окружающую среду и здоровье людей альтернативные сценарии развития российской энергетики.

Необходимость введения моратория связана в первую очередь с экономической ситуацией на мировых рынках нефти, из-за чего и без того сомнительная экономическая эффективность освоения шельфа стала вовсе убыточной, даже с учетом многомиллиардных государственных субсидий. Непростая ситуация уже заставляет нефтяные компании искать пути снижения себестоимости нефтедобычи за счет снижения экологических и социальных стандартов [greenpeace.org].
МЛСП "Приразломная" / Гринпис

На наш взгляд, самым оптимальным выходом из сложившейся ситуации будет отказ от наиболее дорогих и рискованных проектов, к которым относится бурение на арктическом шельфе.

В ближайшие 20 лет только Роснефть планирует инвестировать 400 миллиардов долларов в развитие нефтедобычи в Северном Ледовитом океане [pro-arctic.ru]. 400 миллиардов – это почти годовой федеральный годовой бюджет России. При этом за эти же 20 лет общая добыча на шельфе Арктики всеми компаниями может составить в лучшем случае порядка 200-300 млн тонн нефти (за год в стране добывается 500 млн тонн).

Таким образом, себестоимость добытой на шельфе нефти значительно превысит 100 долларов за баррель на долгую перспективу. Для сравнения, в соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года (Минэнерго 2010), "превалирующий уровень затрат в нефтедобывающей отрасли России вплотную подошел к уровню $22 за баррель" [pandia.ru].

Страна на целые десятилетия, если не на добрую сотню лет, будет вынуждена поддерживать очень дорогую инфраструктуру за Полярным кругом (надо понимать, что это не только буровые платформы, но и суда снабжения, и спасательные центры, и навигация и так далее), чтобы обеспечивать мизерные объемы нефтедобычи, подвергая при этом экологическому риску уникальную экосистему.

В то же время промышленному освоению арктического шельфа существуют гораздо более безопасные и эффективные альтернативы. Например, увеличение коэффициента извлечения нефти на действующих месторождениях, повышение глубины переработки нефти на НПЗ, перевод транспорта на газомоторное топливо и электрическую тягу, развитие возобновляемой энергетики.

По официальным данным за счет внедрения энергоэффективных технологий в России можно было бы уже сейчас сократить потребление нефти на 30 млн тонн ежегодно [Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р].
Нефтеразлив / Гринпис

Для сравнения, к 2025 году, по оценкам Министерства природных ресурсов и экологии, весь арктический шельф может давать максимум 13,5 млн тонн нефти в год. При этом получаемые данные по Долгинскому и Приразломному месторождениям не гарантируют и этой цифры. Согласно сведениям Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ), экономические перспективы проекта на  буровой платформе "Приразломная" находятся под угрозой, так как продуктивность единственной скважины оказалась практически вдвое ниже заложенных проектных показателей. [Григорьев В.А., Новиков В.Ю. ВГУП "ВНИГРИ". Арктический шельф России: состояние недропользования и перспективы освоения //Аналитический журнал "Нефть и Капитал" №3 (219) Март 2015].

По словам директора департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти "Газпрома" Всеволода Черепанова, в 2014 году компания не выполнила планы по бурению девяти скважин на трех морских участках в Арктике. Семь из них – пробурить нельзя из-за отсутствия в мире и России технологий по бурению на мелководье в соответствующих климатических условиях [izvestia.ru].

Но даже если разведочное бурение состоится, и новые нефтяные месторождения будут открыты – есть ли технологии, которые позволят взять эту нефть?

По признанию руководства "Газпрома", бурение в ледовых условиях свыше 60 метров требует особых подводных добычных комплексов [Корпоративный журнал "Газпром", октябрь 2014 г. (№10 за 2014 год)]. В России и мире таких технологий для подводной добычи и транспортировки на сотни километров нет в принципе, а к таким условиям относится недавно открытое месторождение "Победа" в Карском море [greenpeace.org].

Ниже приводится мнение экспертов института ВНИГРИ, которое дает очень четкие предпосылки для ответа на вопрос – стоит ли в ближайшие 20 лет вкладывать 400 млрд долларов в арктический шельф?

"Главный фактор, определяющий технологические проблемы освоения российского арктического шельфа, обусловлен наличием в пределах перспективных на углеводороды акваторий высокоподвижных ледовых полей (включая и многолетние) толщиной до 1,5-2,5 м и более и их длительным существованием (до 8-10 месяцев в году). В этих условиях при глубинах моря свыше 40-50 метров, предельных для установки гравитационных платформенных оснований при сегодняшнем уровне технологий нефтегазовые месторождения являются практически недоступными для освоения. Соответственно, ресурсный потенциал акваторий мористее этой изобаты (с учетом зоны шириной примерно 30-70 км) минимум на среднесрочную перспективу следует рассматривать как технологически недоступный. И в эту зону попадет большинство лицензионных участков. Апробированных решений, связанных с реализацией подледных, то есть исключительно подводных технологий освоения на сегодня в мире не существует". [Григорьев В.А., Новиков В.Ю. ВГУП "ВНИГРИ". Арктический шельф России: состояние недропользования и перспективы освоения //Аналитический журнал "Нефть и Капитал" №3 (219) Март 2015].
Белые медведи / Гринпис

Нефтяная отрасль продолжает получать колоссальные налоговые льготы, и это является свидетельством того, что она является нестабильным сектором экономики. Льготы идут, в том числе для стимулирования активной нефтедобычи на арктическом шельфе. И при этом всем очевидно, что технологий для такой добычи на подавляющей части арктического шельфа просто не существует.

А самое главное - нет расстановки приоритетов: ведь, изначально сырьевая база и добыча ресурсов должна кормить страну, пополнять её бюджет, а в случае с нашим арктическим шельфом все совсем наоборот. Бюджет и страна кормит нефтяные гиганты. Есть повод задуматься.
 
Владимир Чупров
 
Но это только одна точка зрения. Возможно были рассмотрены не все факты, приведены не все аргументы. Поэтому хотелось бы услышать мнения и других специалистов в области разработки шельфа.
"Нефтяная компания "Роснефть", ПАО Москва
+7 (499) 517-88-99
"Газпром нефть шельф", ООО Санкт-Петербург
+7(812)403-08-88


Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 03.04.2015, 14:13если добывать в Арктике так не выгодно и у РФ нет технологий, то добычи не будет, чего это г-н Чупров и другие экологи так возбудились? Может вы свою энергию и судно направите на утилизацию целых островов из мусора и предложите решение, которое позволит избежать появление такой кучи мусора. Это только одна из действительно серьезных экологических проблем.
-0+
#, 03.04.2015, 16:23Денежка им в карман упала. вот и возбудились..
-0+
#Пашинин Александр Петрович, 03.04.2015, 23:11Экологические проблемы ...   Денежка - в карман...  Как говорят на селе - " Каждый суслик - агроном... "    Какой смысл ...высаживать сад. ?  Тратить время , силы и деньги - ведь первые плоды - он принесет через много лет ?..  Проще и дешевле -- покупать яблоки в Польше .  А якорные цепи - в Китае !..
-0+
#Sergey Sergey Sergey, 08.04.2015, 09:57да ладно вам... денежка в карман.... то что в нашей стране всем плевать на экологию это факт... так что вск правильно написано
Свежие новости
Корабелка идет на верфи и заводы
20:21 , 19 Апреля 2024 / образование