ФОРУМ КОРАБЕЛ.РУ
Развитие речного туризма в России. Продолжение разговораТема закрыта для комментирования
Автор статьи Михаил Францев начал работать на речном пассажирском флоте в 1979 году в составе первого экипажа туристического теплохода проекта Q-056 «Лев Толстой» (Австрия). В середине 1980-х годов, после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта, работал в одном из Главных управлений Министерства речного флота РСФСР. Был заместителем главного инженера судостроительно-судоремонтного завода. Неоднократно ходил на судах морского и речного флота. Последний раз – летом 2015 года. Кандидат технических наук по специальности «Проектирование и конструкция судов». Сегодня он делится с читателями "Корабела" своим мнением об истории и перспективах отечественного речного туризма.
Перейти к новости

Марков Владимир Николаевич

11 Ноября 2015 г. 10:30 #1
-0+
Сегодня для некоторых городов России День открытия речной навигации – это почти национальный праздник. Для речников первый день навигации не только великий праздник, знаменующий начало короткого, всего пять-шесть месяцев, речного лета, но это еще и одно из серьезных испытаний на прочность, ведь по традиции в день открытия навигации речники во многих регионах показывают парад судов пассажирского флота.
       Согласно письма Росморречфлота торжественные мероприятия по открытию навигации проходят в каждом бассейне внутренних водных путей с приглашением работников отрасли и местных органов власти. И эта традиция живёт и сегодня. Отмечать День открытия речной навигации  возобновили в Архангельском порту в 2011 году при поддержке Министра транспорта Архангельской области Белокоровина Эрнеста Анатольевича.
Президент в один день решил проблему пригородных электричек. А кто решит проблему  развития речного туризма на водном транспорте? Полностью согласен с автором статья Михаилом Францевым, что «Ресурсы, созданные в Советском Союзе, заканчиваются».

Михаил К.

11 Ноября 2015 г. 14:02 #2
-1+
Только на побережье Горьковского водохранилища речным туристам можно ознакомиться  с богатейшим культурно-историческим и природным наследием прибрежных территорий, связанных с известными именами, деятельность которых в значительной степени повлияло на развитие России, как русский  князь Александр Невский, правитель Русского царства Борис Годунов, первый русский царь династии Романовых Михаил Романов, протопоп Аввакум Петров, покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, воевода Дмитрий Пожарский, выдающимися людьми культуры и техники – певец Федор Шаляпин, художник Исаак Левитан, композитор, Александр Бородин, драматург Алексей Островский, кинорежиссер Андрей Тарковский, летчик Валерий Чкалов, конструктор «летающих судов» Ростислав Алексеев, певец Валерий Леонтьев и др. Особое значение имеет также местонахождение Пучеж-Катунского кратера диаметром 80 км и возрастом 167 млн лет – восьмого из десяти самых больших ударных  кратеров мира. Здесь найдены уникальные кристаллы сиреневого цвета. Таких больше нет нигде.

Михаил К.

11 Ноября 2015 г. 14:07 #3
-1+
Мне лично понравилась река Лена, особенно Ленские столбы -зрелище незабываемое, по молодости я влезал на них, но спускаться было намного  труднее. И вода чистая, совсем другим цветом отражается, не то что в европейской части страны.

Михаил К.

11 Ноября 2015 г. 15:19 #4
-1+
Еще бы хотел уточнить. Тх "Лев Толстой" был специфическим туристом, он был в ведении 4 ГУ Минздрава СССР, то есть, по сути, был плавучим санаторием. Рассказывали, что сами правители страны на нем не плавали, а родственники начальников, достаточно требовательные к обслуживанию. Я помню, кода этот теплоход пришел, тогда я был ответственным за пять предприятий ВОРПа, в т.ч. "40 лет Октября", к которой он был приписан. Мы, тогда пароходские работники, посетили этот теплоход.

Францев Михаил Эрнстович

11 Ноября 2015 г. 16:00 #5
-2+
"Лев Толстой" был вторым судном серии теплоходов, специально спроектированным для сибирских рек. Мне пришлось много работать с его эксплуатационной документацией, поэтому знаю, о чем пишу. Первым судном серии был "Антон Чехов", который в 1978 году ушел сразу в Красноярск из Линца-Корнойбурга своим ходом по Дунаю, Черному морю, Дону, Волге, ББК и до Архангельска. Оттуда его Экспедиция спецморпроводок (была такая в структуре Минречфлота РСФСР) провела уже на Енисей. Оттуда "Антон Чехов" вернулся во второй половине 2000-х. Сейчас работает на Волге. С "Львом Толстым" они абсолютно однотипны, включая бассейн на третьем деке. Возили действительно 4ГУ Минздрава (Кремлевскую больницу). Для речников это была дополнительная головная боль, потому что служба требовалась "по полной". Самая интересная публика была в первом рейсе. В том числе, А. Пахмутова и Н. Добронравов. Отношение к экипажу со стороны туристов было очень простым. Такого "барства", которое сейчас стало в России в порядке вещей не было в помине. В более поздних рейсах если кто-то начинал себя вести "по-современному" обычно выяснялось, что это мелкая областная "сошка" какой-нибудь "купчик" руководитель местного торга. В первом рейсе в одном из "люксов" ехали ближайшие родственники тогдашнего премьер-министра А. Косыгина - предельно простые и доброжелательные люди. Вообще, чем большей властью был облечен человек, тем более простая у него была манера обращения с экипажем (тогда было так). Капитану, ныне покойному В.Н. Курдаеву от руководства маршрутом представителя 4ГУ Минздрава, да, доставалось. Он на экипаж это никогда не переносил. Был судоводителем "божьей милостью".Показать комментарий целиком

Михаил К.

11 Ноября 2015 г. 16:05 #6
-0+
А старпомом, если не изменяет память, был Валерий Лахтуров?

Францев Михаил Эрнстович

11 Ноября 2015 г. 16:13 #7
-0+
Да. Вторым капитаном после Курдаева был Лактионов, но я с ним уже не ходил

Донской Алексей Владимирович

11 Ноября 2015 г. 17:23 #8
-0+
Шикарная, интересная  статья. Большое спасибо.
 
Хотел бы прокомментировать в отношении гос.финансирования на постройку судов.  Насколько мне известно, Минтранс может дать кредиты на постройку судов. И даже можно сказать, что готов это сделать. Но на текущий момент есть проблемы в отсутствии хороших, современных проектов (да и проектировщиков), желании большинства отечественных ССЗ заработать на головном судне если не на всю жизнь, то на несколько лет (кстати, может Онежский завод взялся бы сейчас на этапе своего возрождения за разумные деньги) и в отсутствии проработанных и грамотных бизнес-планов показывающих в первую очередь параметры возвратности кредитных средств. При наличии проекта, разумного ССЗ, и, даже не бизнес-плана, а хотя бы грамотного ТЭО вполне можно получить гос.финансирование.

Донской Алексей Владимирович

11 Ноября 2015 г. 18:06 #9
-0+
Как дополнение к данной статье:
http://morvesti.ru/tems/detail.php?ID=25067

Баженов Николай Николаевич

11 Ноября 2015 г. 18:42 #10
-0+
СПАСИБО за добрую память, в частности о великолепном капитане и судоводителе "от Бога" Викторе Николаевиче Курдаеве! Десятки таких капитанов уже, увы, забыты. Есть и те, кто живы и готовы передать свой опыт и знания, но они не востребованы...))). А между тем, если бы сейчас во главе судоходный компаний были Коротковы и Щепетовы, а на мостике Курдаевы и Кузякины, - сохранились бы пароходы "Спартак" и "Володарский", не переименовывали бы в честь себя "новые владельцы" т/х "Капитан Рачков" (легенда Волги), а он бы потом не сгорел... "Разруха - в головах...", как сказал М.А.Булгаков.

Леонов Владимир Васильевич

11 Ноября 2015 г. 22:20 #11
-1+
М.Э.Францев написал очень интересную и очень актуальную статью. Однако в ней упущены маркетинговые и экономические проблемы речного туризма, из-за которых речные круизы - это маленький сегмент туристического рынка, причём без  перспектив роста. Что видит турист, сойдя с борта судна, в городе Твери (Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Ульяновске и т.д.)? Стандартный набор зрелищ - площадь, кремль или монастырь, главный собор, церкви, улицу дворянскую, улицу купеческую, дворец графа или князя, несколько домов местных купцов, торговые ряды, присутственные места, музей краеведческий, музей художественный, музей местной знаменитости. Большинство этих зданий построено по "типовым" проектам, особенно постройки 19го века, а потому всё это однообразие быстро приедается  и отбивает интерес к новым поездкам. Отсюда низкая загрузка существующих круизных судов и отсутствие заказов на новые современные суда.
Чтобы завлечь клиента на новый круиз, необходимо преподнести что-то новенькое, отыскать"изюминку", которая пробудит интерес к новым вояжам. Такими отличиями могут быть:
- этнографические деревни
- экскурсии по заводам (берём пример с Европы).
Вот когда турист в процессе круиза по Волге увидит праздник "Питрау" татар-кряшен и спуск танкера на воду на Сормовском заводе, то у туриста запросто появится желание увидеть в следующем году в процессе нового круиза летний праздник луговых мари и строительство гражданских самолётов в Ульяновске. А отсюда появится потребность в обновлении круизного флота.
Но одновременное решение перечисленных задач непосильно для круизных турфирм. Здесь должны работать власти региональные (создание и работа этнографических зон), власти местные (организация экскурсий по заводам), власти федеральные (кредитование турфирм и судостроителей под гарантии регионов). А иначе  где-то после 2030 года будут списаны на слом последние советские круизные суда и останутся только воспоминания.Показать комментарий целиком

Головешкин Владислав Борисович

12 Ноября 2015 г. 04:58 #12
-0+
Хороший обзор состояния дел в СССР с речным и морским туризмом. В 1976году на плавтурбазе МО "Михаил Багратион" провел незабываемые дни на маршруте "Москва-Астрахань-Москва" с праздником Нептуна в Никольском. В 2008 на т/х "Анатолий Папанов"  7 дней Санкт Петербург-Москва. Отличный сервис, прекрасный стол незабываемые красоты Русских городов, плёсов и зелёных стоянок А сколько знакомств у внука.

Марков Владимир Николаевич

16 Ноября 2015 г. 10:20 #13
-0+
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов в 13/01/2014 заявил журналистам об инициативе строительства "народного теплохода".
 
РИА Новости http://ria.ru/krsk/20140113/988961205.html#ixzz3rdXCuR1q
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.

Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
E-mail:
Пароль:


Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".

Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".