ФОРУМ КОРАБЕЛ.РУ
Размышления капитанаТема закрыта для комментирования
Каждый раз, когда на мостике возникает нештатная ситуация, а за последние годы это случается довольно часто, после детального внутреннего анализа даю себе слово, что по окончании навигации обязательно напишу статью, а то и рассказ, где с хронологической точностью опишу всё происшедшее и попытаюсь быть предельно объективным в оценке причин. Но проходит время, острота ощущений пропадает, и, увы, побеждает умиротворённое "…а надо ли? Всё равно ничего не изменится…".
Перейти к новости

Марков Владимир Николаевич

07 Ноября 2015 г. 14:06 #1
-5+
В такой огромной стране, как Россия, транспорт- нерв экономики и её мобилизационный ресурс. Его надо крепить также, как и обороноспособность государства. Кроме МГА надо возродить ещё прекрасное Министерство речного флота России! История с теплоходом "Булгария" и все авиакатастрофы последних лет должны научить как управлять транспортом! Надо находить новых Шашковых и Багровых,а капитан Николай Баженов-достойная кандидатура на должность Министра речного флота России!

Дубровский Виктор Анатольевич

07 Ноября 2015 г. 18:38 #2
-2+
Учитывая степень ответственности труда капитана, в заметке нарисована страшная картина. Практически, написанное означает, что на любом судне любой член экипажа может оказаться непрофессионалом...И в руках этих непрофессионалов  ПОСТОЯННО находятся жизни людей. В этой ситуации даже странно, почему аварий с человеческими жертвами так мало. Видно, всё же боги действительно благоволят пьяным и дуракам. Не пора ли умнеть, соотечественники?

Францев Михаил Эрнстович

07 Ноября 2015 г. 18:57 #3
-2+
Если это ирония или сарказм, то значит статья прошла мимо читателя. Если всерьез, то поздно, ибо изменения необратимы. Фарш нельзя провернуть назад. Но нужно помнить, что рак в четвертой стадии неизлечим. Что касается автора статьи, то он безусловно высококвалифицированный специалист и настоящий патриот речного пассажирского флота.

Кузнецов Дмитрий Вячеславович

07 Ноября 2015 г. 20:00 #4
-1+
Всем доброго времени суток! Хотелось бы отметить такой момент. Сейчас ко всем наемным работникам (флот не исключение) будь то рабочий или специалист (не важно) в основном относятся по принципу "Я плачу а ты делай что говорят". И очень часто руководители не имеют даже профильного образования и маленького опыта в той сфере в которой руководит. А пошло такое с фразы одного из президентов об эффективных менеджерах. Вот и стали у нас министры главврачи и прочие управленцы называться попросту управленец или менеджер (кому как нравится) независимо от того имеют опыт и профильное образование или нет. В 2011 году в Татарстане случай был про образование. Там в ГИМС работали из 45 чел из которых 40 чел. не имели необходимого образования а порой даже хоть какого-то высшего. И это контролирующий орган. И это только один из многих примеров... Капитан в статье написал все правильно пусть и без ссылок на нормативные документы и законы но зато отражена общая ситуация на транспорте... К сожалению плачевная...

Кузнецов Дмитрий Вячеславович

07 Ноября 2015 г. 20:03 #5
-1+
Еще хотелось бы отметить тот момент что РРР будет продлевать жизнь старым дряхлым судам до последнего т.к. это прямой заработок РРР. Ведь все услуги РРР оплачивает судовладелец... Т.е. чем больше судов на учете тем больше можно получать денег. Хотя в уставе РРР написано что это не коммерческая организация...

Францев Михаил Эрнстович

07 Ноября 2015 г. 20:23 #6
-1+
Других нет и не будет. К тому же у РРР есть нормативная база (Правила), которая в большой степени определяет возможность эксплуатации судна. Вы даже близко не представляете сколько пассажирских судов выведено из эксплуатации и пущено "на иголки" именно под давлением Правил РРР. Возраст не определяет технического состояния судна. До 1992 года на Волге в регулярной эксплуатации находилось около двух десятков пароходов 1907-1914 годов постройки. Их состояние было почти идеальным (посмотрите фильм "Жестокий романс"). Те суда, которые вы называете "старыми, дряхлыми" против тех пароходов - молодежь. Все зависит от того, как к судну относится судовладелец. "Звериный оскал капитализма" в этой области хорошо описан у Бориса Житкова в рассказе "Погибель" (кто не читал - рекомендую). Больше века прошло, а все, как сегодня. Очень актуально.

Кузнецов Дмитрий Вячеславович

07 Ноября 2015 г. 21:12 #7
-0+
Я тут с Вами согласен по поводу того что главное как за судном следить. Можно и судно которому 200 лет эксплуатировать при должном уходе. Просто подход у РРР своеобразный уж очень. Мне вообще непонятен статус организации этой. Вроде как   контролирующий орган а вроде и частная контора которая по сути своей монополист. Плюс коррупционная составляющая очень большая в РРР. Много вопросов и противоречий  в правилах РРР... А про маломерные суда я вообще молчу...

Баженов Николай Николаевич

08 Ноября 2015 г. 00:56 #8
-2+
СПАСИБО! В кресло министра сесть не готов, а бороться с "сорняками" готов всегда! ...особенно, при поддержке коллег-профессионалов и всех здравомыслящих и добропорядочных людей!

Карабанов Михаил Игоревич

08 Ноября 2015 г. 10:10 #9
-0+
Сурово, но  как  справедливо!!!

Михаил К.

08 Ноября 2015 г. 12:43 #10
-0+
Пора начинать самим строить пассажирские суда. При нынешних заоблачных ценах за проезд, особенно в туристических, закрадывается сомнение в их многодесятилетней окупаемости. Может, в цену включена  дополнительная прибавочную стоимость за счет дополнительных услуг, от которых безболезненно можно отказаться? Это можно предусмотреть отдельно, по желанию пассажира или туриста. Что касается нынешних времен и нравов, это справедливо, однако и раньше конструктивные особенности заведомо повышали риски плавания у некоторых двудечных судов, так называемых "пузырей" по сравнению с другими проектами. Раньше в ГИИВТе существовала специализированная лаборатория пассажирских перевозок при эксплуатационном факультете. Теперь , похоже, такой уже нет, остались только воспоминания. Что касается соответствия профилю работы, это верно в отношении работников, связанных непосредственно с эксплуатацией судов, но это скорее человеческий фактор, иной профильный специалист относится к выполнению своего долга спустя рукава, или не чист на руку. Что касается старых времен и новых, надо помнить, что "новое" зачастую "забытое старое", если хорошенько проанализировать и делать выводы наперед.

Донской Алексей Владимирович

08 Ноября 2015 г. 14:08 #11
--1+
02.11.15 в комментарии к статье «Как избежать русской «Иволги» (http://www.korabel.ru/news/comments/kak_izbezhat_russkoy_ivolgi.html)
я высказывал опасение, что серия статей по ее следам превратиться в очередное переливание из пустого в порожнее на Корабеле определенного набора тем (перечень в комментарии). Собственно, что и требовалось доказать.
 
На мой взгляд, это не «Размышления капитана», а «Плач Ярославны».
Негативное впечатление от статьи по следующим причинам:
 
Содержание статьи можно кратко резюмировать как:
1. Существуют менеджеры (и пр.управленцы) судоходных компаний, которые ради прибыли готовы на все, в т.ч. пренебрегают безопасностью ради денег и т.д. Еще они безграмотны, никого не слушают, и до каких пор это будет продолжаться?
2. Под «человеческим фактором» постоянно подразумевают «капитана и экипаж», в то время как «береговые эффективные менеджеры» зачастую уходят от ответственности, хотя зачастую именно они «довели судно и экипаж до такого состояния.
 
По первой позиции:
Человеческие алчность, глупость и безответственность были, есть и будут в нашей жизни. В том числе в судоходстве. Все, что с этим связано, многократно описано в различных источниках и литературных произведениях разных веков. И у упоминавшегося здесь Житкова, и например у Д.А.Лухманова (в т.ч. о «сложных отношениях» капитана и ресторатора). Причем эти человеческие качества могут быть одинаково присущи и экипажам и управленцам.
В настоящее время собирательное понятие, описывающее проблемы, создаваемыми этими человеческими качествами,  определяется термином международным термином «субстандартное судоходство». Хочу отметить, что все что описал автор статьи «исключительной национальной особенностью» нашей страны не является и является проблемой международной.   И продолжаться это будет - пока будут существовать эти качества. Начинать бороться с этими пороками путем «проверки соблюдения требований трудового законодательства» выглядит в лучшем случае наивно.
 
По второй позиции:
И капитан, и экипаж, и управленцы являются сотрудниками одной организации. Говорить о том, что «не мы таки – жизнь така» и это «плохие» управленцы вынуждают «хороший» экипаж и «хорошего» капитана к «нехорошим действиям» пользуясь их тяжелым положениям – в основном притянуто за уши. Это если говорить не о частных случаях, а о системе в целом.
Лицо, берущееся за управление заведомо неисправным транспортным средством, перевозящим пассажиров или грубо нарушающее правила эксплуатации – является преступником и несет в случае аварии личную ответственность за гибель людей. И никакие отмазки типа «меня вынудили безграмотные и жадные» или «я писал, а они меня не слушали и не ремонтировали» здесь не катят. Поэтому, человеческий фактор – это капитан и экипаж в первую очередь. А «безграмотные и жадные береговые» - да – во вторую очередь, а то и вообще уйдут от ответственности. Но при этом возникает вопрос – а когда капитан берется за подобную «аферу», он что не ради денег это делает? Тогда чем он лучше береговых ублюдков? Поэтому «легкие намеки» на то, что менеджеры должны нести не меньшее участие в «человеческом факторе» - это от лукавого.
 
И в заключение:
«Заставить судовладельцев понимать», что капитан – это КАПИТАН, а экипаж это не сброд, не может никто, кроме КАПИТАНА. Это относится к любым судовладельцам. И никакая «поддержка на государственном уровне» не поможет лицу с капитанским дипломом заставить судовладельца считать, что он КАПИТАН.  
Кто-бы из капитанов "запросил бы гос.поддержку" - уволил бы сразу. А КАПИТАНЫ так говорить не будут.Показать комментарий целиком

Ивакин Николай Николаевич

08 Ноября 2015 г. 16:50 #12
-3+
Алексей, уважаемый!
Я знаю тебя как разумного дядьку. Зачем здесь "включаешь дурочку"? Не верю, что ты не понял о чем пишет Ник. Ник. Баженов, Если всё же не доходит - разъясняю. Он просто тактично отвечает тебе на реплику о взаимосвязи нормального оформления моряков с системой безопасности. Спокойно. Без надрыва. Без истерик. Мне кажется, что большинство читателей это поняли. Жаль, что ты не хочешь взглянуть на себя со стороны
При этом всегда рад твоим критическим замечаниям, когда они по делу. И своим коллегам говлрю, мол на то и щука, чтобы карась не дремал.
С ув. Ник. Ивакин.

Францев Михаил Эрнстович

08 Ноября 2015 г. 19:43 #13
-1+
Николай Николаевич! Система безопасности плавания пассажирского судна состоит из нескольких компонентов, в том числе: технического состояния собственно судна, организации службы на борту, квалификации членов экипажа и ряда других не менее важных факторов. Повлиять на эти факторы капитан судна, в основном, сегодня не в состоянии. Он может сделать только одно - принять решение стать капитаном этого судна (со всеми вытекающими законными и моральными следствиями этого решения) или нет. Оформление - это последний момент, от которого кое-что зависит, но, по существу, мало что. Поэтому тут я скорее солидарен с Алексеем Владимировичем: либо нужно говорить обо всем, что определяет безопасность, либо и об оформлении не вспоминать, когда обшивка корпуса судна гнилая, в трюме воды по пояс, штурмана пришли с берега, а матросы мало на что пригодны. Гибель "Булгарии" эти моменты на начальном этапе высветила. Зато потом, когда СМИ "начали "фильтровать базар" эти моменты исчезли из поля зрения общества. Нам пока везет, но, похоже, новая "Булгария"не за горами. Правда правительство, судя по всему, нашло рецепт: поставить судоходные компании в условия, когда они пассажирский теплоход должны списать раньше, чем он утонет. Думается, что в сложившихся условиях это единственно возможный алгоритм безопасного использования пассажирского флота, так как я не слышал ни об одном случае, когда пассажирский теплоход был возвращен силами судоходной компании (ее финансами, естественно) к нормальному эксплуатационному состоянию. Можно, конечно, привести пример т/х "Циолковский" - "Папанов", два раза возрождавшийся как птица феникс, но, думаю, при близком рассмотрении выяснится, что он как был сильно старым, так и остался.Показать комментарий целиком

Баженов Николай Николаевич

08 Ноября 2015 г. 20:19 #14
-0+
Уважаемый Алексей Владимирович! Никак не мог подумать, что Вы, моряк и профессионал, отреагируете таким образом и чуть ли не встанете на защиту чуждых отрасли "управленцев". Могу Вам возразить, что в мировой практике управления флотом трудно будет найти упырей, которые не отличая нос от кормы, берутся "руководить флотом", попирая основы законодательства собственной страны. Капитаны и плавсостав не "запрашивают гос.поддержку", а требуют прекратить произвол отдельных (мелких) судоходных компаний, систематический нарушающих морские и речные уставы и Трудовое законодательство РФ. И, если вы каким-то образом исхитряетесь задерживать или совсем не выплачивать зарплату, то не Вы "уволите сразу", а к Вам никто не пойдёт! ...что и происходит уже сейчас во многих компаниях. На государственном уровне достаточно вести надёжный и строгий надзор за соблюдением законности. Не выплатил вовремя - заплати с индексацией...+ %%! Не заплатили людям зарплату ещё за 2013 год - "поехали". А когда Вы, скажем, вернётесь из мест заключения, то уже не только к пароходам не подойдёте, но даже на воду будет больно смотреть! Разумеется, лично к Вам это не относится! Но, опять же, кому как не Вам знать, что этой "мировой (тем более - национальной) проблемы" не было и не могло быть советский период!? А потому это уже не "Плач Ярославны" и даже не "размышление", а "Удар в колокол"!
   Для справки: капитан круизного теплохода получает порядка 50 тыс.рублей в месяц...  в навигационный период (+ - в зависимости от компании); большинство Капитанов старшего возраста выходит на мостик не ради этих "денег", а исключительно из-за любви к профессии, отдавая себе отчёт, что в любом случае ответственность ляжет на него, а не на шельмоватых "менеджеров", и руководствуясь принципом: "Кто, как не я..." всегда бравший на себя всю полноту ответственности?!".Показать комментарий целиком

Донской Алексей Владимирович

09 Ноября 2015 г. 16:38 #15
-1+
Уважаемый Николай Николаевич!
 
Я не встаю на защиту «клана управленцев». Моя позиция такова, что есть люди, как среди управленцев, так и среди плавсостава, которые, по своим человеческим и/или деловым качествам являются людьми «чуждыми для отрасли». У этих людей может быть профильное образование и опыт работы на флоте, а может и не быть. Причем страшнее, когда люди имеющие знания и опыт ради извлечения сверхдоходов строят «схемы» угрожающие безопасности судов и людей.
 
В «мировой практике управления флотом» существуют «упыри», которые не только «попирают основы законодательства собственной страны», но и занимаются откровенным криминалом. То, что происходит у нас в стране, это «детский сад», по сравнению с "зарубежными коллегами". Поэтому Ваши возражения по данному поводу принять не могу.)))  
 
Трудовое законодательство РФ достаточно жестко регламентирует зарплатные вопросы и необходимые рычаги для наведения порядка существуют. Вопросы их применения и борьбы с коррупцией тема отдельного обсуждения. Проверки соблюдения трудового законодательства, как таковые, проблему не решат.
В советский период много чего было и хорошего и плохого, и аварийность была, невзирая на строгое соблюдение КЗОТ и социальную защищенность людей.
Но мы работаем сейчас. Очередное сообщение о наличии в стране «лихоимцев», на мой взгляд, не «удар в колокол», а тавтология. Ну давайте еще раз «пережуем» это дело. Просто надоело уже. Давайте считать наличие таких персонажей одним из видов морских/речных рисков и вместе подумаем, что в данном случае можно сделать для безопасности пассажиров.Показать комментарий целиком

Донской Алексей Владимирович

09 Ноября 2015 г. 17:41 #16
--1+
Уважаемый Николай Николаевич!
 
Я прекрасно понял о чем пишет Н.Н.Баженов и даже попытался в 2-х пунктах дать резюме содержания статьи. Против этого резюме у Вас возражений нет?
 
Тогда я хотел бы сказать следующее:
Н.Н. Баженов еще раз сообщил о том, что есть менеджеры, которые не хотят платить экипажам зарплату должным образом и ради наживы создают опасность гибели судов и людей. Да, они есть. И что? Кто-то об этом не знает?
 
Далее следует рекомендация, что начать борьбу с этим нужно с контроля трудового законодательства в компаниях (правда не понимаю, как это само по себе может помочь в решении проблемы). Пусть начинают, кто спорит? Или это вопрос не к здесь присутствующим? Тогда чего мы очередной раз «жуем» эту тему несовершенства современной действительности?
 
А может до меня действительно что-то не дошло и здесь было предложено создать на Корабеле раздел «черный список», где будут публиковаться обращения экипажей по указанной проблематике и одновременно направляться запросы в прокуратуру и трудовую инспекцию?  Чтобы «Размышления», так сказать, приводили к конкретному делу. Тогда приношу извинения. Не разглядел!

Донской Алексей Владимирович

09 Ноября 2015 г. 18:57 #17
-0+
Уважаемый Михаил Эрнстович! Как это капитан не в состоянии повлиять на организацию службы на борту?

Баженов Николай Николаевич

09 Ноября 2015 г. 21:32 #18
-1+
А действительно, давайте вместе подумаем, как оградить флот от безграмотных прохиндеев и, в первую очередь от тех, кто хочет нажиться за счёт невыплаты зарплаты плавсоставу!? Не будем заниматься тавтологией, делать вид, что не понимаем, как нарушения Трудового законодательства судовладельцами и откровенное обкрадывание моряков и речников влияет на безопасность! Очень хорошее, на мой взгляд, Ваше предложение - создать на Корабеле раздел «черный список», где будут публиковаться обращения экипажей по указанной проблематике и одновременно направляться запросы в прокуратуру и трудовую инспекцию? Остаётся просить редакцию журнала открыть такой раздел и вместе с тем поинтересоваться, сможет ли "Корабел.ру" взять на себя довольно хлопотливое дело - направлять подобные запросы и отслеживать их исполнение (с опубликованием результата). Уверен, что моряки и речники с большой благодарностью отнесутся к такому начинанию и, безусловно, ещё больше поднимется популярность журнала!

Донской Алексей Владимирович

10 Ноября 2015 г. 00:42 #19
-0+
Давайте подумаем... ))) Прохиндеи, говорите ... Не думаю, что мое предложение для формата Корабела, скорее для АЖУРа с Фонтанкой.ру. А скажите пожалуйста, почему бы КАПИТАНУ не возглавить инициативную группу членов экипажа, обратиться в профсоюз, нанять адвоката, написать самим во все инстанции? Самим добиться выполнения своих требований? Известить морские власти и Госморречнадзор о состоянии судна если это потенциальная угроза для людей? Или гораздо проще выразить коллективную благодарность Корабелу? )))

Баженов Николай Николаевич

10 Ноября 2015 г. 01:14 #20
-0+
Вынужден повторить, что мне понравилось ВАШЕ предложение по поводу раздела "Чёрный список" именно в "Корабеле", а не какой-то там "Фонтанке...", которую с Волги и не видно, и не слышно! Мне представилось, что это будет ещё один, весьма действенный, рычаг, кроме тех, которые используют КАПИТАНЫ..., даже выигрывающие процессы без профсоюзов (таковых на реке просто не существует!) и адвокатов. Видимо, я не очень чётко выразил мысль, что именно на стадии исполнительного производства всё превращается в вялотекущий процесс..., а там и новая навигация (со старыми дырами) начинается. При этом происходит "естественный отбор": не хотят хорошие специалисты идти к прохиндеям. Как Вы думаете, у кого и почему теплоходы летом выводятся из эксплуатации? Почему из уст в уста на флоте передаётся "чёрный список" компаний-"кидал"? В нелюбимое многими советское время газеты и журналы были серьёзной угрозой для всякого рода аферистов: они понимали, что после статьи в прессе, скорее всего, откроется для них статья в судебном производстве. Так, почему бы не возобновить? Тем более, что "Корабел.ру" имеет популярность и большую флотскую аудиторию. Ещё раз СПАСИБО ВАМ за предложение!

Донской Алексей Владимирович

10 Ноября 2015 г. 09:50 #21
-0+
Уважаемый Николай Николаевич!
Скажите пожалуйста, правильно ли я понял, что поскольку Вам понравилось данное предложение, Вы хотели бы предложить Корабелу свои услуги по ведению раздела "черный список" включая ведение списка, письма в прокуратуру, оказание поддержки экипажам, общение с правоохранительными органами, общение с профсоюзами (на реке они кстати существуют) и т.д. ?

Баженов Николай Николаевич

10 Ноября 2015 г. 15:41 #22
-0+
"Кесарю - кесарево!": Капитану - мостик, "Корабелу" - продолжение на том же высоком уровне освещения актуальных проблем в отрасли, а Вам - соблюдение законодательства в Вашем нелёгком труде..., и в первую очередь -Трудового...!

Францев Михаил Эрнстович

10 Ноября 2015 г. 19:11 #23
-1+
Алексей Владимирович! Капитан пишет в статье, цитирую: "...при приёмесудна выяснилось, что не у всех членов экипажа рабочие дипломы имеют
подтверждения и находятся в соответствии с занимаемой должностью, а медкнижки у
многих недооформлены. Штат набирается без согласования с капитаном, который в
свою очередь не имеет права списать кого-либо с судна без разрешения менеджера;
работникам ресторана внушается, что они не подчиняются капитану, а директор
ресторана является представителем компании и имеет право давать распоряжения
капитану, то есть всё поставлено с ног на голову". Вы считаете, что в таких условиях капитан может эффективно организовать службу? Я, как бывший работник плавсостава, утверждаю что нет, не может.

Леонов Владимир Васильевич

10 Ноября 2015 г. 21:13 #24
-0+
Статья Н.Н.Баженова поднимает очень острый и очень важный вопрос - как объём полномочий  и квалификация судоводителей внутреннего плавания, а также служебные взаимоотношения внутри судоходной компании  влияют на безопасность плавания пассажирского судна. Очевидно, что данную всеобщую проблему должен решать Минтранс России путём корректировки директивных документов при обязательном надзорном  участии Транспортной Прокуратуры. Публикации в прессе - это не главный путь решения проблемы (в эпоху СССР много писалось про пьянство, а каковы были результаты писанины?). Профессиональное сообщество может помочь двумя путями:
- актуализация проблемы через депутатские запросы (вот здесь в качестве подготовки хороши публикации в прессе)
- прямые обращения в Прокуратуру с конкретными фактами.

Донской Алексей Владимирович

10 Ноября 2015 г. 21:23 #25
-0+
Вы видимо депутат?
Вы не авторизованы. Авторизуйтесь, пожалуйста, чтобы общаться на форуме Корабел.ру.

Если Вы уже регистрировались на сайте, тогда просто введите свой "E-mail" и "Пароль":
E-mail:
Пароль:


Если Вы еще не регистрировались, тогда перейдите на страницу "Регистрации".

Если Вы регистрировались, но не помните своего пароля, тогда перейдите на страницу "Восстановления пароля".