ЛЕДОКОЛ

- A +
служебно-вспомогательное судно, прокладывающее путь (канал) транспортным судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. К 1985 г. в СССР в эксплуатации находилось около 40 морских и полярных Ледоколов суммарной мощности около 800 тыс. кВт. Наибольшим ледокольным флотом обладают СССР, США, Канада, Финляндия и Швеция. Первый Ледокол современного типа был создан в 1864 г. По указанию русского промышленника Бритнева на принадлежавшем ему небольшом пароходе „Пайлот" мощностью 44,2 кВт была срезана носовая оконечность так, что судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Это позволило удлинить навигацию между Кронштадтом и Орани-енбаумом на несколько недель. По примеру „Пай-лота" стали строить речные Ледоколы в Германии (Ледоколы гамбургского типа), в США — Ледоколы с носовым винтом (американского типа) для Великих озер. В 1899 г. был по-строен первый в мире арктический ледокол „Ермак" мощностью 6,6 МВт, послуживший прототипом для создания многих судов. Ледоколы классифицируют преимущественно по району плавания на морские, в том числе арктические, или полярные, озерные и речные. По назначению различают: Ледоколы-лидеры — наиболее мощные, возглавляющие проводку; линейные Ледоколы, выполняющие работу по проводке, околке и буксировке; вспомогательные Ледоколы. Перспективным является разделение Ледоколов на классы по мощности ЭУ, а также по ледопроходимости. Ледовые качества Ледокола— ледовая ходкость и маневренность во льдах — обеспечиваются особой формой обводов и прочностью корпуса, наличием специальных устройств и систем, повышенными мощностями ЭУ и эффективностью движительно-рулевого комплекса. Основным критерием ледовой ходкости служит предельная толщина сплошного льда, преодолеваемого Ледоколом при следовании непрерывным ходом с полной мощностью ЭУ. Условием движения непрерывным ходом является Г^ /?л, где Т — суммарная тяга гребных винтов; /?.,,— ледовое сопротивление, определяемое при проектировании по аналитическим, эмпирическим или полуэмпирическим формулам, а также пересчетом на натуру данных испытаний в ледовых бассейнах. При T<.Ra Ледокол работает ударами (набегами) с отходом назад для разбега в канале. Эффективность работы ударами зависит от массы Ледокола и скорости разгона, которая регламентируется прочностью корпуса и остойчивостью Ледокола при вылезании на лед. Форма обводов носовой оконечности Ледокола характеризу-ется углами наклона форштевня ф, входа КВЛ ао и развала нулевого теоретического шпангоута pV. Для современных судов в среднем ф = 25-:-30°, а0 = 23-4-30°, 00 = 354-50°. Углы наклона борта в средней части изменяются в широком диапазоне. Однако для большинства Ледоколов их назначают исходя из условия выжимания судна при сжатии в пределах 17—20°. В кормовой оконечности форма корпуса должна обеспечивать возможность работы задним ходом и защиту винтов и руля от повреждений льдом. Как правило, углы, характеризующие форму корпуса в районах ахтерштевня и форштевня, отличаются незначительно. Прочность корпусных конструкций Ледокола должна обеспечивать их неповреждаемость под действием ледовых нагрузок, которые рассчитывают для оконечностей исходя из условий удара о лед, а для средней части — из условий статического сжатия ледяным полем. Корпусу Ледокола придается значительно большая прочность, чем судам иных назначений (см. Ле-довые подкрепления, Ле-довая прочность). Специфическими для Ледокола являются креновая и дифферентная системы, предназначенные для борьбы с заклиниванием. Объем креновых цистерн достигает 6— 8%, а дифферентных — 10% водоизмещения. Они оборудуются мощными насосами, работающими, как правило, в автоматическом режиме. На некоторых Ледоколах для перекачки воды используется сжатый воздух. Финляндскими спе-циалистами предложена система пневмообмыва, предназначенная для снижения трения при движении во льдах, а также для получения эффекта подруливания при подаче воздуха на один борт. В систему входят воздушные компрессоры большой производительности и трубопроводы для подачи воздуха к забортным отверстиям, расположенным в районе скулового пояса наружной обшивки от форштевня до миделя. Система приема воды для охлаждения главных механизмов оборудуется ледовыми ящиками. Все полярные Ледоколы имеют устройства, обеспечивающие базирование 1—2 вертолетов, которые выполняют тактическую ледовую разведку, а на некоторых Ледоколах перевозку грузов и людей. Для буксировки судов во льдах Ледоколы оснащаются мощной буксировочной лебедкой. На современных Ледоколах наиболее широко применяются ЭУ с электрической передачей энергии к гребным винтам, они выдерживают перегрузки по вращающему моменту, обладают высокой экономичностью и надежностью, автоматически поддерживают постоянную мощность в широком диапазоне условий работы гребного винта. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели и паровые турбины, комбинированные дизель-газотурбинные установки с электрической или прямой передачей на ВРШ (на Л. США „Полар Стар"). Успешная эксплуатация в СССР первого в мире атомного Ледокола „Ленин" (1959), атомоходов „Леонид Брежнев" и „Сибирь" (1975 и 1977) подтвердила перспективность применения на Ледоколах атомной энергии, позволившей создать Л. боль-шой мощности с практически неограниченной автономностью. У современных Ледоколов 2—3 кормовых либо 2 кормовых и 2 носовых гребных винта. Последние Ледоколы относятся к так называемому балтийскому типу и предназначены для работы в замерзающих неарктических морях. Гребные винты имеют повышенную прочность и обычно съемные лопасти для возможности замены поврежденной лопасти на плаву. В последние годы на некоторых Ледоколах стали применяться ВРШ. Одной из основных тенденций развития ледоколостроения является рост мощности и размеров Ледокола. В гребных ЭУ наряду с передачами на двойном токе — переменном в генераторной части и постоянном в исполнительной — намечается применение гребных электродвигателей переменного тока с преобразователями частоты. В дальнейшем возможно также использование на Ледоколах униполярных машин постоянного тока, а также электронных машин со сверхпроводящими обмотками. Наряду с этим ведутся работы по повышению надежности прямой передачи мощности от главных двигателей к винтам. Водоизмещение наиболее крупных современных Ледоколов — советских атомоходов „Леонид Брежнев", „Сибирь" и „Россия" — 23,4 тыс. т, мощность главных турбин 55 МВт
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Определение "Ледокол" в свободной энциклопедии Википедия
  2. Значение "Ледокол" в Большой советской энциклопедии
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +